«Если вам удастся побывать на любой съемочной площадке, вы разочаруетесь в операторе, — писал Вадим Юсов в статье, посвященной операторской работе. — В хлопотливой сутолоке или напряженной сосредоточенности съемок он часто выглядит скучным или даже чем-то недовольным, он будто отчужден от всего происходящего. Независимо от личных качеств, характера, темперамента. Это профессиональное правило. Его выполнение, кстати, дается не так просто».
Режиссер Андрей Прошкин, работавший с Юсовым над вышедшей в 2010 году картиной «Апельсиновый сок», считает, что этот оператор сам по себе был эпохой в кинематографе.
«Он был настоящим соавтором многих картин, ставших событиями не только в отечественном, но и вообще в мировом кинематографе, — сказал Прошкин «Газете.Ru». — Мы работали с ним на небольшой жанровой мелодраме, на особый размах картина не претендовала, но на работу Вадима Ивановича это никак не повлияло.
Он был бесконечно требовательным и пытался каждый кадр снять максимально здорово.»
Впрочем, работать по-другому Юсов, видимо, не умел, и примечательно, что почти в начале своей карьеры он фактически получил «черную метку» и едва не ушел из профессии. Он учился во ВГИКе в начале 50-х, пришел на «Мосфильм» — сначала ассистентом оператора, потом — оператором-постановщиком, помогал Константину Бровину (который позже снимет почти все работы Леонида Гайдая) в картине «Обыкновенный человек». А в 1960-м молодого оператора уволили с «Мосфильма» — за бесперспективность и отсутствие способностей. Но до крайностей не дошло.
В том же году Юсов получил предложение снять дипломный фильм одного из выпускников ВГИКа. Дипломника звали Андрей Тарковский, а фильм назывался «Каток и скрипка».
Именно в работах с Тарковским раскрылся его талант оператора — они вместе работали над «Ивановым детством», «Андреем Рублевым» и «Солярисом», не нуждающимися сейчас в дополнительном представлении, и вместе придумывали новые технические приемы, которые позволяли снимать их так, как виделось режиссеру.
«Никто, кроме оператора, не в состоянии представить себе окончательный результат съемок, — писал Юсов. — Даже опытнейшие и талантливейшие режиссеры подчас растерянно или пораженно признаются на просмотре отснятого материала: «А я как-то иначе себе это представлял...»
Оператор не только может, но и обязан еще на съемках предвидеть все….
Ведь сущность нашей профессии можно сформулировать очень просто: уметь видеть и это видение передать».
«Каток и скрипка» (сценарий для которого Тарковский написал вместе с Андреем Кончаловским) получил первый приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, причем не в последнюю очередь из-за визуальной выразительности и красочности. Эти качества скоро стали очевидны другим режиссерам. В 60-е Юсов работал с Георгием Данелией — они делали фильмы «Я шагаю по Москве», «Не горюй!» и «Совсем пропащий»; в 1989-м они снова вместе сняли замечательный «Паспорт».
А с середины 70-х Юсова привлек к работе над своими картинами патриарх советского кино Сергей Бондарчук — в 1975 году оператор снимал его военный фильм «Они сражались за Родину», потом были двухчастные «Красные колокола» и классический «Борис Годунов».
К этому времени Юсов уже стал легендой:
в 1982 году он возглавил кафедру операторского мастерства ВГИКа.
Не потерялся он и после перестройки. Продолжая учить профессии студентов, снимал фильмы Ивана Дыховичного — начиная с первого, телевизионного «Черного монаха» и позднеперестроечной «Прорвы», в которой сумел смачно показать дух и эстетику сталинского времени — как за тридцать лет до этого сумел очень точно уловить и передать дух и эстетику оттепельной Москвы 60-х в ленте Данелии.
«Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире.
Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал. Это человек, который снял «Я шагаю по Москве» и «Иваново детство» — абсолютно разные фильмы, абсолютно разный стиль», — приводит РИА «Новости» слова Георгия Данелии.
В его фильмографии не так уж и много картин — немногим менее тридцати. Он работал на документальных лентах — с Олегом Дорманом («Подстрочник») и Никитой Михалковым («Анна: от 6 до 18»), на сериалах — «Что сказал покойник» Игоря Масленникова. В его активе — Госпремии РСФСР и СССР, Ленинская премия, кинонаграды современной России: «Ника», «Золотой орел» и операторский «Белый квадрат» и международное признание — приз за лучшую операторскую работу Венецианского кинофестиваля, полученный Юсовым за фильм «Черный монах» Дыховичного.
«Для него не существовало проходных картин — он на любом проекте выкладывался по полной, — сказал Прошкин.
— Для него каждый кадр был законченным произведением его операторского искусства. И он каким-то неведомым мне образом сочетал желание приносить свое, быть соавтором фильма с умением войти в резонанс — только не с режиссером, а с задачей».
«А человеком он был совершенно очаровательным, одно общение с которым поднимало настроение. Вспоминаю его шуточки на перекурах… и становится и весело, и грустно», — заключил Прошкин.