Злой волшебник Гаргамель (Хэнк Азария, один из главных голосов «Симпсонов») намеревается поработить мир. Для этого ему нужно как можно больше волшебного эликсира, донорами которого становятся (против своей воли) смурфики – маленькие синие человечки, живущие в скрытой от людских глаз деревне. Поняв еще в первой серии, что в честном бою этот народ не победить, Гаргамель вместе с ручным котом Азраэлем решает вывести собственную породу смурфов. От оригинала продукты экспериментов отличаются характером (вредным), цветом кожи (серым) и волос (черным и рыжим).
Неполноценные смурфы не только не дают волшебного молока для эликсира, но и норовят интегрироваться в общество – то есть подобреть, посинеть и перекрасить волосы.
Очередная битва за свободу, равенство и братство происходит в Париже. Помимо смурфов и Гаргамеля в ней участвует случайная американская семейка. Капризный кидалт (Нил Патрик Харрис, Барни из «Как я встретил вашу маму») дуется на положительного отчима (Брендан Глисон из «Гарри Поттера» и «Залечь на дно в Брюгге») за то, что тот отчим. Тихая жена (Джейма Мейс) сосредоточенно воспитывает мужа и сына. В общем, против такой коалиции добра у Гаргамеля нет шансов.
Синие человечки родились в Бельгии в 1958 году: художник Пьер Куллифор нарисовал комикс об идеальном обществе, регуляторами в котором выступают Матушка Природа, Батюшка Время и любовь всех ко всем. Книжки о смурфах успешно сосуществовали в детских сердцах с «Астериком и Обеликсом», превращались то в мультсериалы, то в игрушки, то в сладости, а в 2011-м вышел первый тематический фильм. Критики его разгромили, но кассовые сборы – больше полумиллиарда долларов по всему миру – предопределили появление сиквела. Несмотря на низкие рейтинги, работу над продолжением доверили все тому же режиссеру Радже Госнеллу, автору «Одного дома-3», комедий о дурном псе Скуби-Ду и блокбастера про чихуахуа из Беверли-Хиллз.
И Госнелл, похоже, решил, что может и дальше действовать в том же духе.
Он по-прежнему мечется между низким и сложным юмором, хранит трогательную верность семейному телефэнтези 80-х (и очаровательный злодей, и старомодные спецэффекты родом оттуда), бестолково использует живых актеров (кроме Азарии и уморительного Глисона) и не умеет следить за хронометражем. Ирония судьбы в том, что Госнелл до того, как стать режиссером, проработал пятнадцать лет монтажером – и был признанным профессионалом своего дела. Но его веселые и умные «Смурфики» попросту плохо склеены. Будь этот фильм короче, увеличься в нем плотность комического, рассейся неизбежное морализаторство – цены бы ему не было.
Но с ритмом у «Смурфиков» проблемы – и это, кстати, общая беда большинства блокбастеров нынешнего лета.
Единственное новшество: в Sony решили, что лидерами мнений в семьях являются все же не дети, а взрослые, и добавили в сценарий соответствующего юмора. В итоге юные зрители хохочут редко, зато старшие товарищи могут от души посмеяться над шутками про превращение актера Глисона в утку и сексуальную фрустрацию смурфов, у которых на 100 ребят по статистике одна девчонка. И это, вообще говоря, странный поворот франшизы.