Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«У писателя за жизнь бывает три оригинальных мысли»

Владимир «Адольфыч» Нестеренко рассказал «Газете.Ru» о своей новой книге «Проходимцы»

Владимир «Адольфыч» Нестеренко рассказал «Газете.Ru» о своей новой книге «Проходимцы», особенностях работы над киносценариями и о своих главных героях — бандитах 90-х.

У писателя и сценариста Владимира Адольфыча Нестеренко выходит новая книга — киносценарий «Проходимцы». Это издание станет для автора третьим после сборника «Огненное погребение» и киносценария «Чужая», по которой был снят одноименный фильм. Нестеренко рассказал «Газете.Ru» о новой книге, о своем идеале мироустройства и о реальности, созданной Борисом Березовским.

— О чем ваша новая книга? Пока в сети публиковались только отрывки.

— Книга об особенностях современного мелкого бизнеса и об особенностях психологии, из-за которых даже самые благонамеренные соотечественники вгоняют в ступор заокеанские полиграфы. Иностранцы жалуются, что русские заваливают все исследования на полиграфе, потому что с детства приучены обманывать — по-другому не выживешь. О том, может ли что-либо кроме тюрьмы строиться на тотальном обмане. О том, как получается, что 10% населения владеют 97% активов. В общем, о жизни. Хорошо бы было, если бы читатели узнали в героях не только своих соседей и начальство, но и себя тоже. На это и надеется каждый писатель. Получится — удача, нет... ну значит надо дальше тренироваться.

— Вы сами обратились в издательство или уже издательства обращаются к вам?

— Сами обратились. Я обычно не пристраиваю свои книги — возможно, многое теряю при этом, но как-то так получается, что сами предлагают.

— Считаете ли вы, что писатель должен брать количеством, штамповать каждый год по книге конвейерным методом?

— Писатель должен слушать сам себя: пишется — так хоть десять книг в год, не пишется или какая-то халтура идет — лучше не позориться, имя дороже гонораров. Хотя это личное дело каждого писателя, а в целом у любого писателя за всю жизнь две-три оригинальные полноценные мысли. Ну четыре — у гениев. А все остальное — это пересказ этих мыслей.

— Часто приходится слышать мнение, что без знакомств или денег не пробьешься. Но вы пример обратного. Как вам кажется, для удачной писательской карьеры достаточно просто заниматься своим делом?

— Не вполне. Еще нужен элемент везения и разумной самоподачи. Бывает, что человек себя навязывает и это вызывает отторжение вне зависимости от качества креатива, а автор не виноват, ему, допустим, пиар-кампанию жена написала.

А везение, удача — она во всем нужна. Я уверен в другом: если человек талантлив, то при условии воздержания от отложенного самоубийства (алкоголь, наркотики и т. д.) все равно он пробьется, талант прорастет через асфальт.

— Вы когда-нибудь учились писать сценарии? Хотя бы читали чьи-то работы? Или же просто взяли однажды ручку и процесс пошел?

— Взял ручку, и процесс пошел. Учился писать я в рассказах, учился вычеркивать лишнее и к «Чужой», своему первому сценарию, уже более или менее что-то понимал в этом. Видеть картинку и показать ее читателю — это отдельная способность, многие замечательные писатели сценариев не пишут — не получается, картинку не видят. Я сторонник борьбы с «красотой» — писать нужно так, как будто рассказываешь кому-нибудь, например, сыну или другу, не любуясь своим умением рассказывать, а желая рассказать как можно лучше, точнее. Чтобы адресат не уснул в процессе.

— Вы говорили, что начали писать, потому, что на наших глазах искажается новейшая история — эпоха 90-х. Можете привести конкретный пример такого искажения? В чем ваша миссия?

— Ну, миссия это громко сказано. Какая у нас миссия, я вообще в рабстве был рожден: родители мои были рабами, их родители то же самое — работали, чтобы жить. Какая там миссия. Я решил рассказать в художественной форме о том, как выглядели 90-е со стороны бандитов. Потому что попадались книги или с точки зрения полиции (Корецкий, например), или с точки зрения... непонятно кого — «Слепой против Глухого», «Один против мафии» и т. п. На самом деле бандиты и есть основные действующие лица 90-х, причем во всех странах бывшего СССР, и без мнения бандитов неполная история получается. Но бандитская и уголовная культура — она немая (или почти немая — были люди, но мало — Дёмин, например, книга «Блатной», был Ахто Леви — «Записки серого волка»). Культура без письменности, без документов — документы-то все на противоположной стороне. Вот и подумал, что было бы неплохо перед памятью погибших бойцов «холодной гражданской » дать им высказаться. Вот «Чужая», например, и высказывает мысли, которые тогда были в данной среде мейнстримом.

— Вы сказали о Березовском, что «мы все живем в реальности, созданной им». А каково влияние писателя на реальность?

— «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Березовский не строил реальность, он добивался чего-то ему важного на тот момент — денег, влияния, безопасности — и действовал по обстановке. А результат — мы в нем живем. Скажи ему: «Вы это все придумали!» — он бы не согласился. Сказал бы: «Я придумывал для себя, а чего вы все поддержали, не знаю». Я с олигархами так близко не был знаком и быт их не знаю, но в целом все просто: накопи денег продажей чего-нибудь, купи на эти деньги чиновников — и станешь олигархом. Или трупом. Или, как Березовский, и тем и другим.

Наши знания, знания народа о своей истории даже за какие-то двести-триста лет базируются на художественной литературе. Мы знаем о наполеоновских войнах от Пушкина, Толстого, о кавказских — от Лермонтова. Учебники переписывают раз в тридцать лет, а хорошая художественная литература — это и есть наше, русское всё: и история, и философия, и язык.

— Вы за свой сценарий получили самый большой из известных в новейшей истории кино гонорар — 100 тысяч долларов. Имеет ли к этому отношение умение общаться, достигать своих целей, продумывать планы наперед?

— Я не был голодным и сейчас не голодаю, в конце концов, чем-то же я занимался всю жизнь, чтобы не голодать. Гонорар уплатили хороший, но это не моя заслуга, а продюсера, издателей и других людей. Они тоже в обиде не остались, поскольку важнейшее умение человека — это умение делиться. Вот им я обладаю, и это уже достигается упражнениями, «задушить жабу» сложно, но можно.

— Поделитесь упражнениями, если можно.

— Для начала есть смысл изучить опыт тех, кто греб все под себя. Лучше всего это делать на кладбище, на наглядных пособиях, что-нибудь вроде памятников с датой 1967–1993.

— Потом следует подумать: лучше ли когда все не получат ничего или когда ты лично получишь, например, половину суммы?

— А дальше само пойдет, и, главное, успех будет закреплять рефлекс.

— Эго помогает человеку в жизни или больше мешает, как считаете?

— Смотря каких целей. Если цель — весело проводить время, то эго мешает, вмешивается в подсознательное, подсознательное в таких делах лучше ориентируется. А если цель — чего-нибудь добиться, то, конечно, эго — наш рулевой. Но здесь я рассматриваю эго в понимании доктора Фрейда — как капитана, который сидит в черепе и рулит всем.

Эгоизм скорее вредит, эгоцентризм — вредит абсолютно. Пропускаешь момент, когда ты уже некомпетентен, поднялся на уровень, на котором не можешь эффективно трудиться. В серьезных делах это ведет к смерти.

— В своем блоге вы как-то упомянули о тяжелой работе над текстами дни напролет. Для вас творчество — это вдохновение или осознанная работа?

— Я уже не редактирую, пишу прямо «из головы» и минимально правлю потом. Научился. Обычно я пишу, когда «прет», когда вдохновение, воодушевление, а вот поймать этот момент сложно, бывает, что и месяцами «не прет»; так, мелочь какая-то, зарисовки, сценки, а сам текст не идет. Это одна из особенностей профессии, и честность в этой профессии — не делать, если не идет, халтурить нельзя: стараюсь сам не допускать халтуры и строг к коллегам, которые себе позволяют.

— В ваших произведениях много мистики. А сами вы верите во что-то, что нельзя измерить или попробовать на вкус, но что может влиять на нас и окружающий мир?

— Верю в некоторые взаимосвязи в мире, недостаточно изученные, но работающие. Наука ещё разберется; в конце концов, что Земля круглая/, узнали сравнительно недавно, разберутся и с мистикой, и с бессмертием, и с хождением по воде.

— Вы рассудочный человек или живете чувствами, инстинктами?

— Разум «рулит», конечно. Но холодный разум бывает только при отстранении от результата. Когда не особенно важно, прав ты или ошибся. А когда от решения зависит твоя личная безопасность, комфорт или ещё что-нибудь — трудно руководствоваться только разумом. Есть хорошее правило: думать следует так, как если бы Бога не было, а поступать так, как если бы Бог был. То есть разум под контролем совести, а совесть — это эмоции родителей, которые отложились в сознании с детства.

— Как вы относитесь к женскому полу? Судя по вашим текстам, создается впечатление, что к некоторым своим персонажам вы относитесь с предубеждением...

— Мое мнение и мнение в моих текстах надо разделять: герои думают так, как было принято думать в определенных кругах в определенное время. Например, что «любви достойна только мать». Именно поэтому я пишу художественную прозу, но в которой все по-настоящему — я передаю мысли тех людей того времени, пытаюсь достучаться до читателя, пытаюсь сказать: мы были, и мы тоже люди! А не какие-то гоблины в масках.

— В комментариях к передаче с вашим участием несколько зрительниц писали, что увидели пресловутого «настоящего мужчину». А как вы можете охарактеризовать «настоящего мужчину»?

— Настоящий мужчина — это тот, кто продумал не только свое поведение в разных случаях, но и подумал обо всех, кто от него зависит. Вот такой человек в моем понимании настоящий взрослый мужчина, отвечающий не только за себя, но и за всех, кого пустил в свой ближний круг. А если мужчина берет нахрапом, силой или коварством, но только для себя одного — это ещё не настоящий мужчина, это просто удачливый самец. До поры удачливый.

— Опишите идеальный мир, где хотели бы жить.

— Тысячу раз до меня описывали. Мир без эксплуатации, с равными правами для всех, мир, в котором, если ты соблюдаешь правила, ты огражден от произвола. Грубо говоря, мир, в котором твои заслуги и возможности дают тебе почет и уважение, но не власть над соседом.

К сожалению, в таком мире, как правило, не хватает еды и одежды.

Новости и материалы
Жена Евгения Петросяна о воспитании сына: «Мои уговоры бесполезны»
Экс-вратарь оценил ошибку Лантратова в матче со «Спартаком»
Ксения Бородина показала первые фото новогоднего декора загородного дома
Военкор прокомментировал слух об ударе ВСУ по командному пункту с 500 бойцами КНДР
В «Локомотиве» рассказали, как повлияет разгромное поражение на команду
Ссора двух компаний в киевском отеле закончилась дракой со стрельбой
Беременная жена Сарика Андреасяна раскрыла секрет красоты: «Ни капли ботокса»
Российский боец рассказал о ситуации для ВСУ в Курской области
Ким Кардашьян раскритиковали за четки на шее: «Ничего святого»
Во Франции сообщили, что Украина каждый день теряет территории
Путин подписал закон о лимитировании выдачи ипотеки физлицам
Минобороны показало «подземные лабиринты» в тылу в Запорожской области
В Бирюлево УАЗ сбил взрослого и ребенка на пешеходном переходе
Путин запретил публичную пропаганду чайлдфри в фильмах, интернете и СМИ
Простая видеоигра о работе уборщика способна быстро поднять настроение, выяснили ученые
Добровольцев будут наказывать за порчу военного имущества
Джокович назвал имя своего нового тренера
Маск благодаря победе Трампа побил свой собственный рекорд по богатству
Все новости