[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мост из Лагоса в Авиньон

В Авиньоне показали два новых спектакля уникального театра «Римини Протокол»

На Авиньонском театральном фестивале представили два новых спектакля группы «Римини протокол» — в одном из них настоящие бизнесмены из Нигерии сыграли свою работу и жизнь, а в другом самим зрителям предложили хорошенько пройтись по французскому городу.

В Авиньонском театральном фестивале этого года участвуют сразу два спектакля группы «Римини Протокол» — немецкого театра, работающего в документальном жанре. Правда, под своим именем «Римини Протокол» показывает во Франции всего один спектакль — «Lagos Buisness Angels». Другая постановка — «Remote Avignon» — подписана Штефаном Кэгги, одним из основателей «Римини».

Образцы довольно необычных методик работы этого театра москвичи могли наблюдать в последние годы на фестивале «NET — Новый Европейский театр». В прошлом году в Москву приезжал спектакль «Проба грунта в Казахстане» о судьбе этнических немцев в Казахстане, вернувшихся на родину в Германию в начале 90-х, казахов, переехавших в Германию в поисках лучшей доли, а также немецких нефтяников, приехавших работать в среднеазиатскую республику. Спектакль с хитроумными декорациями и обильным использованием мультимедиа брал зрителя одной небольшой деталью —

на сцене были не актеры, а сами герои рассказов.

За три года до этого «Римини» показывали в Москве «Капитал» — рассказ о жизни людей во времена господства коммунистической идеологии в восточной Германии. И тут тоже на сцену выходили и мирно беседовали вполне настоящие люди — благополучный профессор диалектического материализма из восточноберлинского университета, изрядно потрепанный жизнью гэдээровский диссидент, активист антикоммунистического движения из ФРГ и другие.

Нынешний спектакль — «Бизнес-ангелы Лагоса» — сочинение, которое идеально подходит теме нынешнего Авиньона, которой была выбрана Африка. Город на юго-западе Нигерии — один из самых густонаселенных на всем континенте (в нем проживает почти 8 миллионов человек) и один из самых быстрорастущих. Эту репутацию он в последние годы поддерживает, несмотря на процветающую в стране коррупцию, сделавшую Нигерию именем нарицательным для обозначения опасных для бизнеса территорий.

В новом спектакле «Римини» о развивающемся бизнесе в Лагосе (и бизнесе, связанном с нигерийской столицей) рассказывают 10 человек. Среди них —

инвестиционный банкир, священник, производитель обуви, специалист по кадрам, агент по недвижимости и специалист по тканям.

В огромном павильоне каждому выделен свой угол и переводчик, чтобы описать свое дело зрителю и заинтересовать его. Правда, в отличие от других спектаклей Римини (в том числе тех, что можно было видеть в Москве), нынешняя постановка — интерактивная:

зрители разбиваются на группы и следуют маршруту, указанному на своем бейдже.

Так, из десяти «встреч» группа успевает посетить семь. Каждый из участников дает визитку и обещает дать консультацию по своему вопросу за дополнительную плату. Больше всего этот спектакль напоминает роуд-шоу проектов и стран на экономическом форуме, где можно узнать о выгоде и рисках инвестиций в тех или иных государствах.

Эта работа обладает интересным эффектом — даже зная о методах работы «Римини», приходится делать усилие, напоминая себе, что перед тобой вполне настоящие люди с абсолютно правдивыми историями своих бизнес-проектов, их успехов и поражений. Без тени театральщины немецкие режиссеры совершают с текстом превращение, обратное обычному, — заставляют совершенно реальный текст звучать и выглядеть зрелищно и театрально. Своего пика этот странный эффект достигает, когда набираешь в Google имена и фамилии участников и видишь там продолжение истории, ее течение со сцены обратно в реальную жизнь. Ощущения сравнимы с теми, какие испытал бы, узнав, что исполнитель роли Доктора Хауса действительно ведет прием и дифференцирует диагнозы в одной из клиник Нью-Джерси.

После тура «встреч» участники собираются на сцене и спрашивают зрителей, были ли они в Нигерии. 99 процентов зрителей, конечно, в этой стране никогда не были, однако пропагандистский эффект получается настолько сильным, что кажется,

будто весь зал в свой ближайший отпуск отправится именно в Лагос.

Отдав дань теме нынешнего Авиньона, театр обращается и к самому городу — хозяину феста. Спектакль Штефана Кэгги, который можно перевести как «Авиньон. Удаленный доступ», — часть большого проекта, посвященного разным городам. До Авиньона его уже показали в Берлине, Лиссабоне и Ганновере. Постановка, строго говоря, представляет себой экскурсию по городу,

только вот вместо памятников архитектуры нам показывают супермаркет, подземную парковку и другие обыденные элементы городского быта.

Перформанс Кэгги начинается на кладбище — то есть там, где заканчивается жизнь горожанина. У каждого участника есть свой ключ к городу: наушники, в которых женский голос предлагает осмотреться на погосте, выбрать свое любимое надгробие и подумать о том, какой камень зритель предпочел бы видеть у себя на могиле.

Кэгги задает дистанцию между участниками перформанса и живым организмом города, от звуков которого он изолирует их с помощью наушников (сам постановщик называет этот эффект «акустической капсулой»).

Искусственный голос, звучащий в ушах, становится своего рода Большим братом — он может предложить участникам танцуя пройтись по городу или устроить манифестацию в центре, перекрыв дорогу машинам.

Чтобы почувствовать город, нужно стать наблюдателем (или даже фланером, зевакой), а в следующую минуту превратиться в действующее лицо — манифестанта или агрессора, помолиться в церкви, попробовать воспользоваться кассовым аппаратом самообслуживания, а также пробежать по главной улице сломя голову.

То есть сделать то, что многие из нас пытаются сделать, чтобы не чувствовать себя в новом месте туристами, — вжиться в него, вписать свое тело в среду обитания других людей, чтобы запомнить и увезти с собой что-то кроме музеев и открыточных видов. Собственно, тема отношений города и тела, кажется, и является основной и в этом спектакле, и во всем цикле «городских» спектаклей «Римини».

Кэгги со своим урбанистическим спектаклем дал еще и пример универсального творческого ноу-хау по интеграции приезжего и пришлого в любой большой город. Туристическим департаментам каждого крупного города стоит лицензировать его спектакли или приглашать на гастроли в рамках мероприятий по благоустройству и модернизации — всего за два с половиной часа любой приезжий сможет разглядеть если не цельный образ, то хотя бы подобие его настоящей жизни. Однако в данном конкретном случае единственная, но самая главная проблема данного спектакля состоит в месте его представления — он о Марселе, Париже, Лионе, но уж никак не о тихой театральной столице Европы. Размеренный и тихий, погруженный в прошлое не меньше, чем в настоящее, Авиньон нимало не похож ни на большой организм, частью которого является любой житель мегаполиса, ни на механизм, деталью которого может стать любой из нас.

Журналистка ударила Трампа по лицу микрофоном неспроста? ДеталиОдиночество ведет к самой пугающей болезни пожилыхДве услуги ЖКХ вычеркнут из квитанций в 2025 годуПечени придёт конец, если не перестанете есть такие продуктыПонедельник в РФ начался с непредвиденных обстоятельствЧто с Трампом? В США вспыхнули версии о покушенииОбомлеете: вот что провоцирует развитие деменцииРазборки известной на всю РФ группы дошли до стрельбыЕшьте этот простой суп и болезни больше не страшныСтрашная смерть в огне: множество россиян не стало этой ночьюВолосы будут чистыми намного дольше: есть 1 толковый советВ Италии удивились, как Путин обошел ловушку Запада с перемириемРоссия устроила неприятности странам НАТО своей новой ракетойТрамп признает Крым Россией? Новые детали сделки от СМИПосыпьте под кусты малины это средство и ждите урожай!Нет ничего из одежды: Рудова окончательно огорошила россиян фотоВыбрасывайте, не думая: врачи разнесли этот хлеб в пух и прахИменно из-за этой популярной привычки волосы быстро жирнеютТолько эти продукты могут спасти печень: список от врачаТонкий ход Путина поразил Украину до глубины души – СМИ
Новости и материалы
«Зенит» подал жалобу на судейство в матче со «Спартаком»
Ayaneo показала свой первый планшет с новейшим процессором Qualcomm
Экс-президент Словении: у Украины нет шансов вернуть себе утраченные территории
В России сильно подешевели автомобили BAIC
Воевавшего за ВСУ наемника из Британии заочно приговорили к 14 годам
В Джакарте из-за наводнения затоплены десятки кварталов
В российском подполье узнали о расстреле мобилизованных бойцов ВСУ
На видео попало, как лошади мыли грязную фуру в Красноярском крае
Ксения Собчак вышла на публику в кожаных носках с меховыми тапками
В российском детском саду один ребенок ткнул карандашом в глаз другого
В Болгарии провели минуту молчания в память о живом футболисте
Молдавия получит от ЕС €1,9 млрд для реформ и экономического роста
В приложения банков РФ внесут функции для сообщений о мошенничестве
Украинского военного отправили в тюрьму за вторжение в Курскую область
В Минобороны сообщили, что силы РФ продвигаются в глубину украинской обороны
Вирус птичьего гриппа может выживать в сыре, выяснили ученые
Акунин об уголовном деле против него: «Дауншифтинг какой-то, прежние дела поавантажней»
Аналитик предрек доллар по 70 рублей при успехе переговоров России и США
Все новости