В 2013 году — буквально на днях — в Тихом океане разверзнется пучина, и на берег выйдут огромные монстры. Вслед за пострадавшей первой Японией весь мир начнет называть их «койдзю» («чудовищами» в переводе с японского). Безуспешно испытав на морских пришельцах обычную военную технику и оружие массового поражения, земляне создадут егерей — гигантских роботов, управляемых экипажами из двух пилотов. Проблема будет решена, но только на время: койдзю эволюционируют быстрее, чем робототехника. К 2020 году власти выживших стран начнут вкладывать деньги в высоченные стены (пример Израиля из «Войны миров Z» никого ничему не научил), а егерей спишут в утиль. Несогласные с такой политикой военные создадут собственную базу неподалеку от Гонконга и начнут готовиться к последнему бою с чудовищами.
В фильме три актерских ансамбля — монстры, роботы, люди.
Первых немного, но они разнообразны. Дань уважения отдана и придумавшему Чужих Гигеру, и писателям Лавкрафту с Кингом, и Годзилле с ее товарищам из аниме, и популярнейшей игре Gears of War, и старым добрым динозаврам.
Роботы нарисованы в ретрофутуристическом стиле: по функциональности они не уступают Трансформерам, но выглядят так, как будто их рисовали фантасты середины ХХ века. Чугунные головы, гигантские стальные башмаки, угрюмый вид. Одного из четырех еще работающих егерей с уважением называют «потомком Т-90»;
сообщается, что его пилоты, Алексей и Александра Кайдановские, семь лет вдвоем обороняли всю Сибирь.
С человеческим персоналом в «Тихоокеанском рубеже» дела обстоят хуже. Главным героям — потерявшему брата-пилота американцу (Чарли Хэннем), осиротевшей японке (номинантка на «Оскар» Ринко Кикуте) и получившему смертельную дозу радиации чернокожему генералу (Идрис Эльба из «Прометея») — изображать особенно нечего. Их напарники — тройняшки-китайцы, два австралийца и русские брат и сестра (или муж и жена — детали родства не сообщаются) — почти лишены реплик. Единственные интересные персонажи — торгующий органами монстров контрабандист (Рон Перлман) и двое сумасшедших ученых (одного играет уморительный Чарли Дэй из ситкома «В Филадельфии всегда солнечно») — появляются на экране всего на пару минут. Большинству второстепенных героев даже не дают пафосно умереть — не то что жить.
Сюрприз «Тихоокеанского рубежа» в том, что мексиканский визионер Гильермо дель Торо вдруг стал покладистым студийным режиссером. Все его предыдущие высокобюджетные блокбастеры были летними хитами с двойным дном. «Хеллбой» — трагическая история любви некрасивого и неуклюжего мужчины к божественной женщине; его могучий герой — одновременно и Сирано де Бержерак, и Шантарам. «Блэйд-2» в свое время возродил самурайский киберпанк. О бескомпромиссности авторских фильмов дель Торо — «Хребта дьявола», «Лабиринта Фавна» — и говорить как-то неловко.
В «Тихоокеанском рубеже» немного смущает то, что у режиссера нет никакой фиги в кармане:
похоже, его единственной целью было снять бесконечно крутое кино для детей всех возрастов.
Это облегчение, если вспомнить, что в таких случаях делает, например, Нолан. Но и разочарование, если держать в уме, например, «Звездный десант» Верхувена — тоже вроде бы боевик о борьбе с пришельцами, но с мощным внутренним сигналом, который критики до сих пор не могут расшифровать: Верхувен снял фильм то ли глубоко фашистский, то ли, напротив, антитоталитарный.
Дель Торо, увы, таких загадок не оставит: в этот раз его интересует только экшен.
И в этом качестве «Тихоокеанский рубеж» — однозначно самый красивый и лихой блокбастер за долгое время. Здесь есть по конфете для фриков и гиков всех мастей. Для одних — сочный неоновый паназиатский киберпанк и атмосфера сопротивления в духе «Матрицы». Для других — стильный ретрофутуризм и псевдонаучные подробности вроде того, что
для управления Егерем необходимо синхронизировать мозги пилотов.
Для японцев и сочувствующих — романтичная восточная девушка и сплошная рукопашная вместо перестрелок. Специально для фанатов «Трансформеров» роботы то и дело хватаются за мечи размером с небоскреб. Смешно сказать, но тут даже припасено кое-что для поклонников динозавров: оказывается, несчастные вымерли из-за койдзю.
Несмотря на простодушный подход, дель Торо в «Тихоокеанском рубеже» достигает важной цели. Он доказывает, что летний блокбастер все еще можно быть магнетичным и нескучным зрелищем, даже если идет больше двух часов и не содержит ни одной интересной мысли. На фоне страдающих психическими расстройствами суперменов и гамлетов в костюмах летучих мышей это хороший и важный шаг назад.