К 1954 году 28-летний Ричард Мэтисон был далеко не новичком в писательском ремесле. Он публиковался с детства, его жизненный опыт включал службу в пехоте во время Второй мировой войны и учебу на журналиста, а с начала 50-х он был автором многочисленных рассказов и нескольких романов. Впрочем, таким послужным списком в те годы могли похвастаться многие — фантастический жанр находился на подъеме, многие литераторы пробовали создать свои собственные миры и предсказать будущее. И даже будущие патриархи Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов еще не написали многие свои программные произведения.
Попробовал себя в фантастике и Мэтисон. Чистотой жанра его новый роман «Я — легенда» не отличался — одними из главных действующих лиц были вампиры. Правда, если можно так сказать, рукотворные, изменившие человеческую сущность в результате действия некоего вируса. Но подход Мэтисона кардинально отличался от классического, заложенного еще Брэмом Стокером:
в этом мире вампирами были все, и лишь только главный герой остался человеком — хотя с этим утверждением можно поспорить.
Критики приняли книгу довольно осторожно: похвалив работу молодого автора, они отмечали, что в ней множество новых идей, которые Мэтисон так и не раскрыл до конца, и что персонажи романа выглядят словно детские рисунки.
Впрочем, всё это уже было неважно — «Я — легенда» зажил собственной, довольно насыщенной жизнью.
Права на его экранизацию были выкуплены едва ли не сразу после публикации, но первый фильм вышел спустя десять лет, в 1964 году: в картине «Последний человек на Земле» главную роль исполнил Винсент Прайс. Мэтисону эта экранизация не понравилась — несмотря на то что она была выполнена очень близко к тексту; в титрах он был обозначен псевдонимом. В 1971 по роману был снят фильм «Человек Омега», в 2007-м — вышедший прямиком на видео «Я — воин» (в оригинале — «Я — Омега»).
И в том же году была сделана самая известная на сегодня экранизация книги — картина «Я — легенда» с Уиллом Смитом в главной роли.
Вообще Мэтисона кинематографисты любили — видимо, за разножанровость. Был экранизирован его роман «Сжимающийся человек» — рассказ об уменьшившемся человеке, вынужденном сражаться насмерть со своей кошкой.
Полнометражный дебют Стивена Спилберга — фильм «Дуэль» о сражении на дороге со взбесившемся грузовиком — был снят по рассказу Мэтисона.
Всего в его фильмографии — около 60 различных работ, от полнометражных картин до короткометражек, едва ли не столько же, сколько написанных им книг. Мэтисон работал и на телевидении — он написал сценарии к нескольким эпизодам «Звездного пути» и «Сумеречной зоны».
Сам Мэтисон считал своей главной книгой роман «Куда приводят мечты» — рассказ о человеке, который должен попасть из рая в ад, чтобы спасти оттуда свою жену.
«Книга заставила множество читателей расстаться со страхом смерти — и это самый прекрасный подарок, который мог получить любой писатель», — писал Мэтисон.
Стоит ли говорить, что «Куда приводят мечты» был экранизирован? Фильм, главную роль в котором сыграл Робин Уильямс, вышел на экраны в 1998 году.
Но главной его книгой так и осталась написанная на заре карьеры «Я — легенда».
Эта книга в 90-е обзавелась еще и собственной линией комиксов, а в 2012-м Ассоциация писателей в жанре хоррора (Horror Writers Association) присудила ей приз как лучшему вампирскому роману века. Вполне заслуженно: именно «Я — легенда» оказала влияние на появление поджанра «всемирный зомби-апокалипсис» и на творчество режиссера Джорджа Ромеро, автора «Ночи живых мертвецов», и впрямую причастна к появлению, например, выходящей в российский прокат на этой неделе ленты «Война миров Z», основанной на одноименной книге Макса Брукса.