Подобно Заппе, Вай не зацикливается на сочинении одной лишь гитарной музыки – в последнее время он много работает с оркестром, частично аранжируя для большого состава свои старые хиты, а частично сочиняя новый материал. Именно с оркестром под названием Evolution Tempo Orchestra он будет выступать 6 июня в Москве и 8 июня в Санкт-Петербурге.
— Говорят, вы сочиняли оркестровую музыку с 14 лет. Это правда?
— Да, пожалуй, даже раньше начал. Но свою первую полноценную оркестровую работу я действительно написал в 14. Она называлась «Тёплый ветер из округа Ориндж».
— А записи сохранились или хотя бы ноты? Может быть, рано или поздно она будет опубликована на каком-нибудь архивном сборнике?
— Записей нет, но ноты существуют – и я думаю, что когда-нибудь я к ней вернусь.
— Что вообще даёт вам работа с оркестром? Рок-музыка ведь тоже не чужда пышности и пафоса, особенно хард-рок и прогрессив…
— Но это же совсем другая пышность – электрическая! А если объединить пафос рока с пафосом оркестровой музыки, то есть риск, что вся наша планета взорвётся и превратится в чёрную дыру!
— Заманчивая перспектива. Как бы там ни было, вы всё же пока больше известны не как сочинитель оркестровых партитур, а как гитарист-виртуоз. Расскажите, что входит в это понятие. Наверняка ведь не только скорость игры, как многие считают?
— Если честно, для того чтобы считаться гитаристом-виртуозом, нужна самая малость – чтобы тебя таковым признали.
— Ну а всё-таки, за счёт чего тебя могут таковым признать? Вот вы, например, одно время предлагали слушателям на концертах передавать вам принесённые из дома нотные записи – а вы бы их с листа играли. Это что значит? Что гитарист вашего уровня может действительно любое произведение исполнить с листа?
— Нет, гитара – очень сложный инструмент для того, чтобы играть с листа. Существует множество композиций, которые просто невозможно исполнить без подготовки. Однако к виртуозности это тоже не имеет особого отношения. Мне просто одно время нравилось бросать себе вызов таким образом. Пожалуй, самая сложная вещь, которую мне когда-либо приходилось играть с листа, – это «The Black Page» Фрэнка Заппы. Смертельный номер!
— Насколько важен для вас конкретный инструмент?
— Наверное, у всех это по-разному, но мне по-настоящему комфортно играть только на моей собственной гитаре. Дело в том, что мой стиль игры заточен именно под этот инструмент. Конечно, теоретически я, наверное, могу сыграть всё что угодно, если посвятить этому достаточное количество времени. Но, с другой стороны, это справедливо для любого человека и для любого занятия. Главное, чтобы было время и желание. Точнее, даже не так: главное, чтобы было желание. А если оно есть, то и время найдётся.
— А конкретные бренды электрогитар, ассоциируемые с тем или иным исполнителем, – это вопрос рекламных контрактов или дело в том, что звук инструмента отвечает запросам музыканта?
— Я в 90% случаев играю на моём родном Ibanez Jem – именно потому, что его звук, форма, да и всё на свете подходит мне лучше всего. Я сам его, можно сказать, сконструировал уже почти тридцать лет назад – и ни разу не испытывал желания его сменить. Мне кажется, он даже внешне на меня похож!
— К вопросу о стиле игры: ваш-то сложился уже давно, а сейчас можно вообще придумать новую манеру игры на гитаре или «все места уже заняты»?
— О, безусловно. Я думаю, вариантов игры на гитаре может быть бесконечное множество: это колодец без дна. Просто нужно мыслить самостоятельно, а не считать, что играть надо только вот так и вот эдак, потому что все вокруг так делают.
— Не приходилось ли вам на протяжении карьеры одёргивать себя, чтобы невзначай не начать сочинять «музыку для гитаристов», в которой во главу угла ставилась бы техническая сложность?
— Нет, у меня всё-таки во главу угла всегда ставилась яркая мелодическая идея, с которой начинается любой трек. Это даже не обязательно должен быть гитарный рифф – иногда гитара вообще не участвует в деле, так что некоторые мои композиции уж точно не могут называться «музыкой для гитаристов»! Хотя большинство я всё же, конечно, сочиняю на гитаре, но не боюсь пробовать и что-нибудь другое. Музыкант вообще не должен ничего бояться, иначе он ограничит себя в творческом развитии.
— В связи с вашим турне с Evolution Tempo Orchestra то и дело всплывает имя Стравинского. Неужели вы играете в том числе обработки его произведений?
— Нет, до этого пока не дошло… Но это, безусловно, один из главных моих источников вдохновения в пространстве классической музыки. Он, а ещё Лучано Берио, Эллиот Картер, Дьёрдь Лигети, Малер, Варезе, Равель…
— Если говорить об источниках вдохновения, я недавно наткнулся на список ваших любимых альбомов. Там много понятных позиций – Led Zeppelin, Хендрикс, Заппа, но есть и неожиданности, например сочинитель дабстепа Скриллекс. Он недавно записывался с музыкантами The Doors – может, и со Стивом Ваем сложится тандем? Вас как музыканта дабстеп не привлекает?
— Честно говоря, я не большой поклонник модной музыки, да и вообще любой музыки, которая может быть чётко привязана к какому-либо популярному жанру. Мне кажется, Скриллекс – талантливый музыкант, и из нашего сотрудничества, возможно, могло бы выйти что-то интересное, но я положусь на волю судьбы и не буду это сотрудничество инициировать. Что касается дабстепа – нет, вы его в моей музыке никогда не услышите: это слишком тривиально. Зато вы всегда услышите в ней красивые мелодии – вот то, что я люблю.