Не допускать «недобросовестного отношения к господдержке киноиндустрии» призвал президент на совещании по развитию киноотрасли, прошедшем в сочинском Бочаровом Ручье в пятницу. В мероприятии также приняли участие министр культуры Владимир Мединский, вице-премьер Ольга Голодец (после отставки Владислава Суркова она стала курировать кино в правительстве), министр финансов Антон Силуанов, а также представители отрасли — Федор Бондарчук, Владимир Меньшов, Никита Михалков, Алексей Учитель, Карен Шахназаров. Собрание началось с минуты молчания в память о ушедшем из жизни 24 мая Петре Тодоровском.
По словам Путина, которые цитирует РИА «Новости», государство финансирует проекты кинопроизводителей и прокатчиков, а эти деньги применяются неэффективно. «К сожалению, есть случаи, когда для реализации проектов для кинопроизводителей и прокатчиков государство выделяет серьезные деньги, серьезные суммы, а они подчас используются плохо или, как ни странно, вообще не используются», — заявил глава государства. По его словам, инициаторы начинают «по ходу пьесы самовольно менять правила игры». «Распылять государственные деньги в какой бы то ни было сфере — это недопустимо, так же как и использовать их нецелевым образом», — цитирует Путина агентство.
Сергей Толстиков, руководивший Фондом кино до конца 2012 года, в разговоре с «Газетой.Ru» указал, что конкретных имен и названий кинокомпаний Путин не упомянул. По его мнению, в словах президента нет никакого иносказания и намека. «Действительно, бывают такие случаи, когда компания заходит в проект, а потом делает его дольше, чем планировала и обещала, или тратит денег больше, чем предусматривалось первоначально, — пояснил Толстиков. — И со стороны главы государства вполне нормально заботиться о выделяемых на это госденьгах.
С другой стороны, кино — очень специальный бизнес, и непредвиденные издержки в нем куда более вероятны, чем в какой-либо другой области. В Америке были проекты, на которые тратилось до 150 миллионов долларов, а фильм потом вообще не выходил».
По словам экс-руководителя Фонда кино, Путин просто указывает на вероятные болевые точки в отрасли.
Затем участники встречи снова обратились к вопросам существования отечественного кино на российском рынке. Владимир Мединский предложил разработать ряд мер, которые могли бы удешевить стоимость билетов на российские фильмы — «хотя бы на те, которые сняты при поддержке государства».
«Билет на отечественный фильм должен стоить дешевле, он должен быть этим привлекательнее», — цитирует министра «Интерфакс». «Это неэффективная мера, результата не будет», — заявил Путин. Также он высказался против предложения ввести дополнительные сборы на иностранные фильмы: «Это не остановит зрителя».
«Все равно люди будут ходить туда, куда захотят. Более того, это может вызвать дополнительный промоушн: подороже — значит, лучше, значит, туда надо идти », — передает слова президента РИА «Новости».
Гендиректор компании-дистрибутора Utopia Pictures Максим Кузьмин полагает, что эти предложения бесполезны. «Билеты на российское кино и так уже дешевле по рынку, чем на зарубежное, хотя бы потому, что большинство российских фильмов снимаются в 2D, в то время как большая часть западных картин идет в 3D», — считает Кузьмин. По его мнению, директивное снижение цен приведет не к стимуляции рынка, а к его стагнации.
«Представьте себе: сразу же падают цифры сборов, страдают прокатчики, страдают и дистрибуторы», — заметил эксперт.
По его мнению, в такой ситуации выпадающие доходы от билетов могут быть покрыты государством, но эта мера также не способствует стимуляции рынка. А в случае с российским авторским кино снижения цен не требуется: «Большинство зрителей картин Василия Сигарева, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского зачастую более обеспечены, чем те, кого хотят привлечь к экранам авторы этой инициативы», — полагает кинодистрибутор.
Вводить дополнительные сборы с иностранных фильмов Кузьмин также считает вредной мерой. По его мнению, прокатчики блокбастеров, счет сборов которых идет на миллиарды рублей, могут позволить себе такие отчисления, а вот небольшие компании такой «налог» просто убьет. «Нужно понимать, что есть целый ряд компаний, чья функция не столько коммерческая, сколько культуртрегерская, — объяснил эксперт. — Они расширяют границы отрасли.
В том, что сейчас российское фестивальное кино стало собирать гораздо больше денег, есть заслуга людей, привозивших, причем зачастую без особой выгоды для себя, фильмы Франсуа Озона и Ларса фон Триера».
В качестве примера актуальной политики государства в области кинопроката Мединский привел автоматизированную систему учета продаж кинобилетов, к которой в директивном порядке подключаются все кинотеатры страны. «После введения штрафов за неподключение число подключившихся возросло с 30% до 64%, — сообщил глава Минкульта. — Другой вопрос: насколько эта статистика достоверна и насколько достоверные данные в эту систему кинопрокатчиками вбиваются».
По остальным культурно-экономическим вопросам у руководителя Минкульта и президента разногласий не было. Мединский предложил разработать законопроект, предусматривающий блокировки нелегального контента. За образец он предложил взять американскую модель, в соответствии с которой правообладатель имеет возможность заблокировать нелегальный контент на сайте, где он размещен. «Если этот контент не блокируется, тогда включается система больших штрафов», — сказал министр. В то же время, по мнению Мединского, если перекрыть пути нелегального скачивания пиратской продукции в интернете, это повысит посещаемость кинотеатров и легальные продажи кинопродукции в 2 и более раз, цитируют министра новостные агентства.
«Правообладатель посылает запрос на сайт, где размещен неправомерный контент. Сайт проверяет, достоверна ли эти заявка, достоверны ли правообладатели, запрашивает разместившего, какие у него права на этот контент. Все это делается в течение примерно суток, после чего на это ставится блок, то есть скачать или посмотреть эту продукцию больше нельзя», — пояснил Мединский, подчеркнув, что вся процедура происходит в досудебном порядке. И тут же признался, что против такой формулировки законопроекта возражает Минкомсвязи: там опасаются «жуликов», которые будут выдавать себя за обладателей авторских прав и таким образом будут препятствовать развитию интернета.
«Это не основание для того, чтобы не внедрять такие методы борьбы с пиратством», — неожиданно поддержал сомневающегося министра Путин.
Однако беспокоят главу государства не только вопросы киноэкономики. Президент призвал представителей индустрии вернуться к вопросу создания «этической хартии» — с предложением о ее создании Путин выступил в ноябре 2011 года на встрече с членами президентского профильного совета.
«Учитывая, как обстоят дела, и в первую очередь мнение зрителей, которые не прекращают сетовать на засилье посредственной продукции, хотел бы вновь вернуться к этому вопросу», — сказал президент.
Кроме того, президент обсудил с представителями правительства и киносообщества проблемы образования. «Не секрет, что сегодня у кинопроизводителей немало претензий к уровню подготовки выпускников профильных учреждений образования, — сказал он. — Программы здесь, мягко говоря, давно устарели, обучение по целому ряду специальностей, остро необходимых современной киноиндустрии, не ведется». По его словам, на рынке сейчас востребованы более ста специальностей, в то время как готовят лишь по десяти.
Министр культуры, в свою очередь, рассказал главе государства о темах, которые собирается поддерживать на государственном уровне его ведомство (в конце 2012 года вопрос определения «тематик» Минкультом стал поводом для ожесточенных споров в киносообществе). Их всего 12 — в их числе 100-летие Первой мировой войны, борьба с наркоманией, жизнь героев труда и ряд других. В нынешнем году Минкультуры, по словам министра, объявило сценарный конкурс на 20 лучших сценариев по этим темам, сказал министр. Никаких возражений со стороны Путина не последовало.