Преподносить архитектурные идеи широкой публике всегда несколько сложновато, поскольку для считывания проектов «с листа» или даже «с макета» нужны определенные навыки — почти такие же, как для считывания нот с партитуры. Да и когда сооружение возведено в реальности, бывает, годы пройдут, пока общественность примет авторскую концепцию или хотя бы с нею смирится. Выходит едва ли не парадокс: архитектура адресована буквально всем и каждому, даже тем, кто никакими искусствами отродясь не увлекался, но донести до народных масс, что же имелось или имеется в виду, — большая проблема. Понятно, что у «Арх Москвы» эта задача не единственная, и все-таки она существует: надо бы растолковать населению, какие процессы происходят в сегодняшнем зодческом мире.
Завтра в этой среде, пока еще полностью или наполовину виртуальной, нам всем придется обитать.
Поэтому затеи, предназначенные преимущественно профессиональному сообществу (лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т.п.), все же следует считать делами хоть и важными, но слегка факультативными. Формат «Арх Москвы» подразумевает скорее зрелищный культпросвет, нежели сугубо цеховый смотр. Вопрос лишь в том, насколько популяризация вступает или не вступает в противоречие с подлинной «повесткой дня».
Собственно, все предыдущие годы устроители искали баланс, позволяющий сочетать актуальную практику с рассказом о том, как могло бы все в целом обстоять неплохо, если бы архитектурным фантазиям никто не мешал.
В итоге был выработан следующий алгоритм: по четным годам «Арх Москва» является составной частью Биеннале архитектуры, то есть служит плацдармом для интернациональных «отчетов о проделанной работе» и вообще для предъявления всяческой «взрослости», а по нечетным — выступает площадкой для экспериментов, в том числе юношеских, под девизом «Next!». Деление получилось довольно-таки условным, но год нынче нечетный, в силу чего — все же «Next!».
Сразу оговоримся, что без мэтров тут не обошлось. Хотя бы по трем причинам: во-первых, на нынешней «Арх Москве» традиционно представлена экспозиция под названием «Архитектор года» (эту нишу нынче заполняет проект «Музей архитектурного рисунка» от победоносного бюро «SPEECH: Чобан&Кузнецов»).
Во-вторых, мэтры с неизбежностью фигурируют на выставке «Новая Москва», где отображены как уже воплощенные объекты вроде офисного комплекса «Аэрофлота» или школы управления «Сколково», так и масштабные грядущие планы — помянуть хотя бы градостроительную концепцию под названием «Полуостров ЗИЛ».
В-третьих, имена признанных мастеров зодчества иной раз встречаются на стендах коммерческой части экспозиции, где заявлены интересы и чаяния 168 компаний, бюро и фирм из девяти стран.
Однако акценты на будущность, далекую или близкую, все равно должны были быть поставлены, что и произошло. Наиболее очевидным ходом в эту сторону стало включение в «Арх Москву» выставки «ArchPrix International», собравшей 300 лучших дипломных работ архитектурных школ всей планеты, равно как и демонстрация произведений номинантов отечественной премии «Авангард», которая вручается лучшему молодому архитектору России (конкурсным заданием служил проект автобусной остановки).
Впрочем, возникла здесь и еще одна интрига, мало связанная с возрастом участников.
Ни в каком официальном слогане сей тезис не звучит, но на пресс-конференции прямо было объявлено: нынешняя выставка — о Москве, явно или косвенно. Когда-то бывали на «Арх Москве» и центробежные установки, подразумевавшие перенесение «центра» в провинцию, но теперь все составляющие опять подтянулись к столичным вопросам. Недаром Сергей Кузнецов, новый главный архитектор Москвы, почтил своим присутствием открытие выставки, а Москомархитектура стала одним из ее патронов. Свои предпочтения Кузнецов выразил на пресс-конференции фразой: «Нам необходимо создавать общую конкурентную среду, независимо от тех «партий», к которым принадлежат те или иные архитекторы».
Иными словами, вслух заявлена позиция открытости к предложениям о том, как нам обустроить столицу — и старую, и новую ее части.
Типа что-нибудь спасти, а что-нибудь довести наконец до мирового уровня. Целый ряд показов призван поддерживать такую позицию: взять хотя бы выставку «Зеленая Москва», где развернуты широчайшие перспективы продвинутого озеленения в пределах МКАД. Посмотришь — залюбуешься. Но вот автор этих строк, глядя на проекты превращения столицы в рай земной, почему-то вспоминал фразу, довольно уже давнюю, из письма своего приятеля: «Этот город теперь не мой, делайте с ним что хотите, даже пальцем не шевельну в защиту, поскольку защищать уже нечего». Интересно же: после всех инноваций и контринноваций появятся все-таки защитники того, что получилось или могло бы получиться?