Московский горвоенкомат для популяризации службы по призыву и заодно для рекрутинга в ряды ВС РФ проводит дурацкий концерт на городской окраине. В лапы полковников попадает и прямиком на медкомиссию отправляется юноша-музыкант, который должен был выступать во славу русского оружия со сцены (Алексей Воробьев). Ему удается смыться. На руку музыканта уже успели нанести штрих-код, который позволяет военкому отыскать его в любом месте России с помощью неназванной спутниковой системы (и не надо спрашивать, почему штрих-код, а не чип),
заодно патлатый старичок Иван (Сергей Никоненко) успевает вручить ему кусок карты места, где зарыт клад, спрятанный при штурме Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.
Их разговор случайно подслушивают злодеи из команды русской американки (Мария Кожевникова), идущей по следу клада. С таким сюжетным багажом герой Воробьева отправляется в Татарстан — что немаловажно, рейсом одноименных стране авиалиний. Следом пешком или автостопом отправятся и прочие соперники в гонке за сокровищами: им повезло меньше, и продакт-плейсмента на них не хватило. Это ничего, зато им перепадет от местного банка и национально ориентированной нефтезаправочной компании.
Скрытой рекламы в фильме Дмитрия Коробкина многовато, зато она, слава богу, не лезет в сюжет. Потому что в нем оставлено место для вроде бы главного героя — города Казань, в котором происходит все действие.
По примеру муниципалитетов Барселоны и Рима, заключивших контракт с Вуди Алленом, власти столицы Татарстана, кажется, решили отдать город на растерзание искателям денег от кино.
Собственно, «О.К.» — это не отметка, которую сам себе поставил фильм, а озеро Кабан — один из главных казанских топонимов, большой водоем в черте города (под которым, по фильму, и находится сокровищница). Почему нельзя было воспроизвести имя полностью, непонятно; и ведь странное заглавие на глупых русских прокатчиков не свалишь. С городскими достопримечательностями тут обращаются вольно:
озеро неоднократно взрывают, знаменитую наклонную башню Сююмбеке долбят камнем и головой главного героя, потом с нее прыгают на надувную горку, в Театре им. Камала устраивают дебош и вмешиваются в ход представления;
не трогают только величественную мечеть Кул-Шариф — впрочем, попробовали бы они. По ночам, надо признать, с Кабана открываются прекрасные виды на Казань, но режиссер не дает насладиться ими, переключая наше внимание на приключения героев, которым от этого города нужно гораздо меньше, чем он может им дать.
А приключения показаны тут странно. Фильм напоминает ночной пионерлагерный пересказ старых приключенческих фильмов о кладоискателях, перемешанных с боевиками последних лет;
главными источниками вдохновения послужили «Индиана Джонс» и «Убить Билла»; есть, впрочем, и невольные отсылки к фильму-катастрофе «Метро».
Интересная особенность: когда уже хочется во весь голос заорать «плагиат!», количество абсурда в фильме поднимается до такой концентрации, когда ничего не остается, кроме как счесть происходящее на экране пародией. Так, татарский дедушка (Сергей Шакуров) напарницы главного героя Гюльнары, строгающий из дерева фигурки шурале (лесное божество в башкирском и татарском фольклоре, аналог лешего из славянской мифологии), отчего-то носит самурайский пучок на голове и оказывается мастером восточных единоборств, когда дело доходит до схватки. Его дом — изба на краю города с солярными знаками на заборе — внутри тоже отчего-то напоминает традиционное японское жилище.
Сама же героиня и ее названый брат в момент пленения отнюдь не переходят на татарский язык, предпочитая понятный преследователям русский.
Невольно вспоминается награжденная множеством призов «Орда» Александра Прошкина, в которой добрая половина фильма все-таки идет на татарском.
Вспоминается «Орда» и во время двух масштабных исторических флешбэков, в которых живописуются процесс взятия города и процесс закладки клада соответственно. В первом великолепная компьютерная графика демонстрирует исторический процесс во всех пиротехнических подробностях. Жаль только, что ее (графики, а не взрывчатки) не хватило на Гошу Куценко: комедийный актер в роли предводителя русского войска так дико вращает глазами, что явно нуждается в визуальном редакторе. Затем Куценко почему-то появляется в роли главного смотрителя наклонной Сююмбеке — падкого на женщин маменькиного сынка.
Что заставляет задуматься о преемственности этих персонажей и понять, что ее там нет; просто актеру дали две роли.
В общем, если ощущение пародии и появляется в этих отрывках, то пародии несмешной и неинтеллигентной.
Несмешными и неинтеллигентными кажутся здесь целых две дополнительных линии — психа-уфолога и военкоматской врачихи, тоже подслушавших историю про карту в самом начале фильма и приезжающих в Казань каждый со своим безумием в багаже. Эти два недорезанных сценарных аппендикса (потом, впрочем, сходящихся в один) как будто снимал не режиссер Дмитрий Коробкин, до того делавший картины на популярно-исторические темы, а автор трешевого «Гитлер капут» Марюс Вайсберг.
Ну а самое большое недоумение вызывает, конечно, сам эксперимент по продвижению города Казани средствами кино. Отчего-то стоит у русской картины появиться социальной задаче, как ее авторы немедленно разрешают себе делать вместо кинофильма длинный кусок телевизионного сериала, раздавая серьезным артистам эпизодические роли, а на главные приглашая сериального же качества звезд. В результате городу с тысячелетней историей, сама карта которой может стать ключом к прекрасному приключенческому сюжету, отвели роль девочки-хлопушки, натуры и фона для глуповатых спецэффектов. Поддержанная Фондом кино, эта картина вышла в одну неделю с «Железным человеком-3», когда все остальные прокатчики разбежались в ужасе... точнее, не пожелали конкурировать, с одной стороны, с западным блокбастером, а с другой — с длинными выходными. По новому порядку все коммерческие проекты ФК должны возвращать государству хотя бы потраченное на их производство. И если «Сокровища О.К.» подпадают под это правило, быть может, настоящая погоня за кладом только начинается.