Тони Старк (Роберт Дауни-младший) после командировки в Нью-Йорк, где он познакомился с другими супергероями, а также скандинавскими богами Тором и Локи (смотрим фильмы «Тор» и «Мстители»), плохо спит, сутками мастерит новые приспособления для разных версий костюма Железного Человека и рассказывает о том, как дошел до такой жизни закадровому собеседнику: много пил, спал с женщинами, игнорировал одноруких ученых (Гай Пирс). Руководство компанией Stark Industries передано бывшей помощнице, а теперь почти жене Пеппер Потс (Гвинет Пэлтроу), пост защитника страны — полковнику Джеймсу Роудсу (Дон Чидл), чей костюм Воителя переименован для целей воспитания молодежи в Железного Патриота.
Когда бородатый террорист номер один Мандарин (Бен Кингсли) устраивает серию антиамериканских терактов, одной из жертв становится Хэппи Хоган (Джон Фавро), бывший телохранитель, а ныне друг Старка и начальник службы безопасности в его компании.
В ответ гениальный инженер обещает негодяю старомодную месть и опрометчиво сообщает свой домашний адрес.
Снимать третий фильм про летающего в металлическом костюме человека с электромагнитом в груди доверили сценаристу «Смертельного оружия», «Последнего бойскаута» и «Долгого поцелуя на ночь» Шейну Блэку, чьей единственной режиссерской работой был снятый в 2005-м «Поцелуй навылет». Там как раз играл Роберт Дауни-младший, только вернувшийся из реабилитационной клиники и не слишком востребованный в Голливуде.
Тогда у них был скромный бюджет и возможность позабавиться на съемках черной комедии, теперь Блэк и Дауни-мл. резвились с бюджетом в 200 миллионов долларов.
Авианалет на роскошный особняк, опасно разгоряченные люди, стальное побоище над темной водой — было, на что потратиться,
но в «Железном человеке» ирония и интеллект всегда были важнее стального панциря и физического давления на противника.
Тони Старк ценил индивидуальную свободу, неподконтрольность и неподотчетность, любил внимание женщин больше, чем самих женщин, и не упускал возможности подколоть ближнего своего. Теперь он осознал свою уязвимость и боится ответственности, от которой нельзя отказаться или сбежать.
Отдай такую историю на откуп какому-нибудь Кристоферу Нолану — мы бы получили ту еще психоаналитическую драму про ошибки прошлого и страдания в настоящем.
На наше счастье, Блэк не Нолан: пафос противостояния супергероя суперзлодею, который обещает преподать Америке урок (как не узнать в Мандарине бэтмановского Ра`с аль Гула), он снимает настолько резко, что сарказм превращается в откровенное издевательство и даже пародию. Понятно, что и вынужденный рост над собой героя, который впустил в жизнь и под крышу женщину, режиссер третьего «Железного человека» обставляет, как холостяцкую вечеринку. Дауни-младший дарит любимой трехметрового плюшевого кролика, третирует пацана-безотцовщину, просит не ломать пальцы его игрушкам и готовится повзрослеть, чтобы расстаться с ними самостоятельно.