1937 год, остров Фату-Хива в Полинезии. 23-летний норвежец, двухметровый, но выглядящий как ребенок, вместе со счастливой женой делает отчетные фотографии о первой в жизни экспедиции. Здесь же молодым ученым приходит в голову шальная мысль: эта часть Океании могла быть заселена не азиатами, а индейцами из Южной Америки. В пользу версии говорят направление течений, таинственное появление в здешних краях ананасов и предания местных племен. Когда Тур Хейердал и его верная Лив возвращаются на большую землю, научное сообщество не оставляет от их теории камня на камне. Но герой не отчаивается и решается на авантюру: собственным примером доказать, что индейцы могли доплыть до Полинезии. На то, чтобы найти финансирование, собрать команду таких же безумцев, как он сам, и построить плот (строго по индейским технологиям), уходят годы. Отправиться в стодневное путешествие героям удается лишь в 1947-м.
Фильм достаточно вольно обходится с биографией великого путешественника.
Складывается впечатление, что на подготовку к экспедиции у него ушло целое десятилетие, хотя за эти годы Тур успел «отвлечься» на Вторую мировую войну — закончив диверсионную школу в армии США и получив звание лейтенанта. Существенно искажены отношения героя с женой, но, к сожалению, об этом несоответствии фильма и жизни невозможно рассказать, не раскрыв самый сильный поворот сюжета.
Зато самой экспедиции драматизация идет только на пользу: «Кон-Тики» — выдающаяся история о благородном авантюризме и непоколебимой вере в идею.
Это блокбастер международного масштаба, нарочито сделанный с нарушением всех правил голливудского производства.
Здесь есть драматические сцены схваток с акулами, но в них почти нет саспенса: для героев, а вслед за ними и зрителей такие события быстро превращаются в рутину. Здесь есть голод, болезни и фобии (Хейердал, по иронии судьбы, боится воды), но кинематографисты из страны Руаля Амундсена даже не думают спекулировать на таких мелочах. Актер Поль Сверре Вальхейм Хаген (предположительно, потерянный брат-близнец Райана Гослинга), несмотря на героическую биографию своего персонажа, играет подчеркнуто бесстрастно, хотя все мы можем представить, какие эмоции выдавал бы в похожих обстоятельствах какой-нибудь Том Хэнкс. Красивые символы и мудрые наблюдения, которыми обычно богаты подобные фильмы, здесь есть, но лежат не на поверхности: зритель, как и положено первооткрывателю, должен откопать их сам.
Наконец, «Кон-Тики» лишен того бодрого универсального ритма, который покойный кинокритик Роджер Эберт называл термином CLIDVIC. CLIDVIC значит «climb from despair to victory» — карабканье от отчаяния к успеху, и эту композицию используют практически все голливудские фильмы подобного толка. Авторы «Кон-Тики», несмотря на располагающую биографию героя, отмахиваются от этой конструкции еще на берегу.
Во-первых, их трактовка самого понятия триумфа гораздо глубже и трагичнее, чем в среднем по жанру, а во-вторых, им явно хотелось повторить подвиг Хейердала, отказавшегося от современных технологий в пользу древних истин.
«Кон-Тики» снят так, как будто до него кино не существовало.
Это восхитительный приключенческий фильм о цельной героической жизни. То, что он в этом году остался без «Оскара», кажется чьей-то халатностью: премию как минимум стоило дать за драматическую концовку. Впрочем, норвежцам не на что обижаться: в 1950 году Хейердал лично получил статуэтку академии за лучший документальный фильм с таким же названием.
«Кон-Тики» хочется назвать пособием для первооткрывателей, но таковых сегодня мало, а те, что есть, в мотивационном кино нуждаются вряд ли.
Фильм может быть полезен совсем другой категории людей — стартаперам, имя которым легион.
Здесь есть все, чтобы вдохновлять и озадачивать предприимчивых зрителей.
Несколько напутствий от Тура Хейердала каждому, кто замышляет что-то грандиозное. Действуй молниеносно, потому что рефлексия убивает. Используй критику как источник идей: враги сами подскажут тебе, что делать. Верь в свою идею и проповедуй ее другим.
Будь диктатором с имиджем демократа.
Если хочешь пройти дальше приемной, не жди, пока тебя пригласят. Будь готов к тому, что, приобретая одно, всегда теряешь другое. При бунте на корабле избавляйся от причины, а не от экипажа. Будь великим рассказчиком, в конце концов.
Живи Тур Хейердал в наши дни, он, вероятно, стал бы Ричардом Брэнсоном (основатель корпорации Virgin. — «Газета.Ru») и полетел в космос.