В конце 2011 года в прокат вышел фильм «Железная леди»: британский режиссер Филлида Ллойд, известная по мюзиклу «Мамма миа!», взялась за байопик одного из самых неоднозначных политиков XX века. На роль Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании на протяжении 11 лет, с 1979-го по 1990 год, Ллойд пригласила Мерил Стрип — отчасти, видимо, за внешнее сходство с персонажем, отчасти благодаря совместной работе над мюзиклом, а в основном за актерские таланты.
Критики фильм приняли довольно прохладно, что, впрочем, понятно: история Железной леди в версии Ллойд превратилась в слащавую мелодраму, так и не объяснившую, каким образом Тэтчер заработала свое «железное» прозвище. К Мерил Стрип, правда, претензий не было — она довольно легко выиграла свою вторую BAFTA, восьмой «Золотой глобус» и третий «Оскар», а игру актрисы в этой ленте рецензенты назвали одной из лучших в её карьере. И одним из лучших представлений Тэтчер на экране.
Кинематографисты начали пытаться изобразить Тэтчер почти сразу после её прихода на Даунинг-стрит.
Первой успела бондиана: в вышедшей в 1981 году ленте «Только для твоих глаз» с Роджером Муром небольшую роль Тэтчер сыграла актриса Джанет Браун.
Впрочем, к тому времени для Браун эта роль была почти привычной: она играла Тэтчер в различных телешоу с 1975 года — с тех пор, как та стала лидером оппозиции; в середине 80-х актриса даже выпустит книгу воспоминаний «Prime Mimicker» – «Премьер-подражатель».
Но в основном Железная леди присутствовала на экране за кадром, как, например, в «Голоде» Стива Маккуина — истории ирландца Бобби Сэндса, уморившего себя в тюрьме в попытке добиться статуса политзаключенного; эта реальная история произошла в 1981 году. Или как в комедийно-пародийном боевике «Остин Пауэрс» 1997 года, где от Тэтчер оставили только голос.
В 1995 году вышел мини-сериал «The Final Cut» – «Окончательный монтаж», ставший третьей частью трилогии «Карточный дом», посвященной внутренней жизни британского парламента:
фильм начинается со сцены похорон Маргарет Тэтчер, а вокруг её погребения закручивается основная интрига.
Сама Тэтчер чаще появлялась в сатирических программах вроде американской Saturday Night Live и чисто британской «Да, господин министр» и во множестве телевизионных фильмов — от «First Among Equals» («Первая среди равных», 1986 год) до «Маргарет» и «Королевы» 2009 года.
В 2002 году британский общественный телеканал BBC One выпустил комедию «Джеффри Арчер: Правда», посвященную скандалу с заместителем Тэтчер по консервативной партии; роль премьер-министра исполнила итальянская актриса Грета Скакки — в одной из сцен она очень убедительно изобразила стриптиз.
Впрочем у Маргарет Тэтчер имеется и собственная довольно обширная фильмография — в неё входит более полусотни картин. Разумеется, в подавляющем большинстве этих лент Железная леди появляется только на кадрах кинохроники и в титрах не указана, а оставшиеся фильмы — документальные.
Рок-музыканты Британии в отношении Железной леди выражались более внятно и не жалели для Тэтчер острых слов; в своих песнях они называли ее уменьшительно-презрительно — Мэгги.
Так, почти весь альбом «The Final Cut» (1983) группы Pink Floyd был фактически посвящен конфликту с Аргентиной на Фолклендских (Мальвинских) островах. «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут (...) а Мэгги взяла крейсер со всем экипажем», — пел в песне «Get Your Filthy Hands Off My Desert» лидер группы Роджер Уотерс. Речь здесь идет об инциденте в ходе войны, когда британская подводная лодка потопила военное судно «Генерал Бельграно» (жертвами стали 323 человека — это примерно половина всех погибших во время конфликта).
«Что мы сделали с Британией, Мэгги?» — спрашивал Уотерс в «Post War Dream», другой песне с альбома.
В 1985 году ей хорошенько досталось от группы Exploited, посвятившей ей песню «Мэгги» в альбоме «Horror Epics». Текст песни содержит обвинения в доведении трех миллионов англичан до голода, а припев содержит нецензурную брань в адрес Тэтчер — настолько грязную, что в соответствии с новым российским законодательством о нецензурной лексике в СМИ нельзя процитировать даже частично.
В конце 80-х экс-лидер The Smiths Стивен Патрик Моррисси, начавший сольную карьеру, на своем дебютном альбоме «Viva Hate» спел: «У хороших людей есть одна восхитительная мечта — Маргарет на гильотине». Песня почти вся состоит из оскорблений в адрес премьер-министра. Артист с мольбой спрашивает: «Когда вы умрете? Скажите, ну когда же вы умрете?» Моррисси придерживается этих же взглядов до сих пор — критикует Консервативную партию и королеву и выступает за введение в Британии республиканской формы правления.
Чуть в более парламентских выражениях, но никак не менее хлестко выражается замечательный музыкант Элвис Костелло в песне «Trap the Dirt Down» с альбома «Spike» 1988 года:
«Когда Британия была шлюхой всего мира, Тэтчер была ее бандершей».
Уже в современную нам эпоху Тэтчер стала героем мюзикла. Его сделали в лондонской «Театральной компании Форсайта» в 2006 году, когда жанр переживал кратковременный расцвет; песни написала Джилл Дауз, а поставили мюзикл Дебора Бернар и Наоми Кук. Несмотря на уверения последних, что их заинтересовал путь становления политической фигуры из дочери бакалейщика в премьер-министры, мюзикл получился сатирическим.
Момент, когда на сцену выходит сразу двенадцать Маргарет, рецензент из The Guardian сравнил со скетчами группы «Монти Пайтон».
Не складывались отношения у премьер-министра и с гуманитарной интеллигенцией. Точнее, она их не жаловала, и они отвечали ей тем же. Финансирование гуманитарной науки было урезано, университетские кафедры зашатались, кадры поредели. Портрет эпохи с точки зрения людей культуры можно обнаружить в «академической трилогии» английского писателя Дэвида Лоджа. В романе «Академический обмен» британский филолог отправляется в американский университет и на фоне обеспеченного заокеанского коллеги чувствует себя «нищебродом». Американцы, в свою очередь, вынуждены приплачивать своим гостям, чтобы те не ощущали себя второсортным товаром. В «Хорошей работе» Лодж описывает подрыв университетского мира, когда из-за сокращений вынуждены прежде срока уходить на пенсию состоявшиеся ученые, а талантливые молодые преподаватели не могут найти место, растрачиваясь на подработках. Политика Тэтчер была показана в этих книгах как угрожающая обитателям университетских кампусов и воспроизводимой их силами культуры.