Действие игры разворачивается во вселенной, проработанной не хуже книжных или киношных. Альтернативная история такова: в начале ХХ века США переросли статус мировой державы и стали надмировой. Правительство при помощи пассионарного олигарха Захари Комстока и ученых-физиков подняло в воздух целый город, назвало его Колумбией и отправило утопическую витрину капитализма парить над планетой. Увы, демократия в вакууме оставалась стабильной недолго: в облаках произошел раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых, патрициев и плебеев, прогрессоров и реакционистов. Колумбия вышла из состава США, начала вмешиваться в международные дела (к примеру, обрушила свою мощь на Китай во время «восстания боксеров») и из утопии превратилась в антиутопию. А затем внезапно исчезла с радаров.
Спустя годы найти Колумбию смог частный сыщик Букер ДеВитт, человек с дурной репутацией и тягой ко всем возможным порокам. В летающую крепость его привело задание: доставить в Америку некую Элизабет – девушку со сверхъестественными способностями, плененную ставшим диктатором Комстоком. Юная Элизабет умеет видеть будущее, поэтому ДеВитта в тоталитарной Колумбии уже ждут. Спецслужбы пытаются убить героя, местная оппозиция смотрит на него с надеждой, а простые люди называют Мессией (одни – Истинным, другие – Ложным). ДеВитт втягивается в гражданскую войну, сближается с Элизабет и узнает о существовании миллионов параллельных миров. Как в любой логически завершенной истории о путешествиях во времени и множественных вселенных, финал у «Bioshock Infinite» может быть только трагическим. Герой, рожденный в XIX веке, этого не понимает. Начитанный и насмотренный игрок же готовится к жестокой развязке с самого начала, стараясь не привязываться к персонажам. А это почти невозможно.
В каждом медиа рано или поздно открывается портал (иногда – черная дыра), который затягивает в него совершенно посторонних людей.
«Игра престолов» уже никогда не отделается от титула «фэнтези для тех, кто ненавидит фэнтези». Канал HBO превратил телесериалы из формы досуга в предмет серьезного анализа. Комикс «Хранители» приравнял «графические новеллы» к большой литературе. «Bioshock Infinite» – явление того же порядка. Это продолжение серии игр от выдающегося гейм-дизайнера и сценариста Кена Левина. Который известен тем, что чуть ли не в одиночку выполняет важную миссию —
доказывает, что видеоигры могут быть такой же зрелой повествовательной структурой, как кино или книги.
В 1997 году Левин работал над проектом «Thief», чем-то похожим на упомянутую «Игру престолов» мрачным и умным фэнтези с неоднозначными героями, любопытной ревизией средневековой истории и нестандартным сюжетом. В 1999-м он выпустил «System Shock 2» – космический триллер, впервые перенесший на компьютерные экраны атмосферу большого кино, причем не просто блокбастеров, а классики научной фантастики.
А в 2007 году Кен и его команда Irrational Games запустили сериал «Bioshock», в первой же серии раскритиковавший столь популярную в Америке Айн Рэнд. Смоделировав мрачную альтернативную вселенную, в которой атланты все же сумели расправить плечи, Левин хотел напомнить игрокам, что каждый человек обязан сохранять критическое мышление; что нельзя сотворять себе кумиров.
Но, как это часто бывает, бунтующий художник сам оказался идолом: «Bioshock» и «Bioshock 2» разошлись миллионными тиражами.
И стали предметом тысяч статей об «играх как форме искусства» в серьезных СМИ. Неожиданный успех позволил ставить над публикой еще более радикальные эксперименты.
«Bioshock Infinite» – уже не просто сатира на отдельно взятое экономическое учение, но и критический взгляд на религию, политику, прогресс и человечество в целом.
Это своеобразный «Бэтман Аполло», только в формате видеоигры и написанный с заботой о покупателе.
«Bioshock Infinite» громит и институциональную политику Запада, и стихийный протест Occupy Wall Street, но при этом главной своей задачей все же видит удовлетворение потребностей аудитории, а не манифестацию собственного эго. Эти потребности – не только интеллектуальные, но и эмоциональные, поэтому «Bioshock Infinite» – одновременно и философская притча, и хлесткая публицистика, и захватывающее бульварное чтиво, и просто крутая стрелялка.
Причем стрелялка – в изначальном смысле этого слова, отсылающем игроков еще к первым персональным компьютерам. В вымышленном мире Колумбии столько всего интересного, красивого и важного, что единственный способ навигации по нему – принудительная экскурсия в духе «Doom». Дай разработчики игроку свободу, он упустил бы все великолепие этой вселенной. Поэтому все 12 часов пребывания в Колумбии нас водят за ручку, заставляя не только стрелять, но и анализировать огромный массив информации. Для видеоигры здесь просто неприлично много источников шума: мы будем читать чужие письма и слушать аудиодневники; станем свидетелями политических дебатов;
своими глазами увидим промышленную революцию и прикоснемся к тоталитарной эстетике.
«Bioshock Infinite» – удачный повод вновь познакомиться с видеоиграми, в которые многие не играли с юности. С одной стороны, здесь очень простая механика боев. С другой – неожиданно зрелая драматургия, оценить которую смогут только люди с серьезным культурным багажом, или хотя бы культурной ручной кладью. Достаточно сказать, что в «Bioshock Infinite» на первое место выходят не путешествия во времени, а отношения отца и дочери, ответственность перед семьей и искупление грехов. В обычных играх такие темы даже не поднимаются. Хотя для геймеров они, если вдуматься, очень актуальны.