В 1954 году 30-летний инженер-капитан Борис Васильев уволился из армии, чтобы стать писателем. За плечами у него была война, на которую он ушел в 17 лет добровольцем, тяжелое ранение, учеба в бронетанковой академии, работа испытателем танков. Солидный жизненный опыт должен был помочь в литературной карьере — тем более что и начал её Васильев с почти мемуарной пьесы «Танкисты».
Но первой свет увидела вовсе не она.
Переименованные в «Офицеров», «Танкисты» были запрещены после двух показов, публикация в журнале «Театр» так и не состоялась; новые пьесы молодого драматурга ставились лишь в театрах военных округов, он писал сценарии к фильмам, которые так и не стали событиями советского кинематографа, и подрабатывал на стороне — сочинял тексты для кинохроники и шутки для КВН.
Именно сценарии, написанные Васильевым для «Клуба веселых и находчивых», и стали его первой книгой, которая вышла в 1968 году; к этому времени его повесть «Иванов катер» уже год как была принята Александром Твардовским для публикации в «Новом мире».
Но открыл для читателей нового писателя совсем другой журнал. Летом 1969 года в «Юности» была напечатана повесть «А зори здесь тихие...», пронзительная история противостояния девушек из зенитного взвода и их командира старшины Федота Васкова немецким диверсантам. Дебют Васильева оказался очень громким. Повесть читали, обсуждали, хвалили — и было понятно, что в полку представителей «лейтенантской прозы» появился новый и яркий представитель.
«Васильев принадлежал к писательскому поколению, переосмыслившему роль военной прозы в отечественной литературе и сознании людей. Это течение называли «лейтенантской прозой», в него также входили Василь Быков, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и некоторые другие авторы, — рассказал «Газете.Ru» директор Государственного литературного музея, профессор РГГУ Дмитрий Бак. — Благодаря им война предстала в новом свете: не только как подвиг советского народа, не только как событие мирового значения и масштаба.
Великая Отечественная в его произведениях была показана с точки зрения людей, находящихся непосредственно в центре события — в окопах вместе с солдатами. Людей, принимающих на себя ответственность за жизни этих солдат. Бои местного значения в произведениях «лейтенантов» приобретают вселенский размах, когда речь идет о жизни людей».
Соблазнительно назвать «А зори здесь тихие...» главным произведением Бориса Васильева. Ведь повесть была экранизирована Станиславом Ростоцким уже через три года, с успехом шла в Театре на Таганке в постановке Юрия Любимова, на её основе была создана опера. И повесть, и фильм называются в числе главных произведений о Великой Отечественной войне. Огромным успехом картина по повести пользовалась в Китае, где в 2005 году при участии автора был создан 16-серийный сериал, который посмотрели более 400 млн человек.
Но Васильев не стал автором одной книги.
На волне успеха повести, в 1970-м, доходит очередь и до «Иванова катера» — к тому моменту «политики» от военного ведомства не могли помешать Твардовскому опубликовать это произведение. А еще через год Васильев громко заявил о себе и как сценарист — вместе с Кириллом Рапопортом он стал автором сценария к фильму «Офицеры» Владимира Рогового, эпопеи о многолетней службе двух командиров. Затем Васильев блестяще доказывает, что может писать не только о войне — в 1973 году выходит его роман «Не стреляйте белых лебедей»; по этой книге через несколько лет снимет фильм Родион Нахапетов.
В 1980-х Васильев стал одним из главных героев перестроечной «эпохи толстых журналов», тиражи которых выросли до миллионных значений.
Причем перекочевал в нее уже на правах мэтра — его повесть «Завтра была война» вышла в 1984 году, а рассказ «Вы чье, старичье» — двумя годами раньше. »...Война» неоднократно инсценировалась и ставилась в московских театрах (так, одной из самых аншлаговых была постановка Андрея Гончарова в Театре им. Маяковского, не сходившая с этой сцены восемь лет), а также стала основой для дебюта в кино режиссера Юрия Кары — по этой повести он снял свою дипломную работу. По рассказу о двух стариках, забытых богом и людьми за повседневными заботами и жизненными трудностями, снял один из самых резонансных фильмов 80-х Иосиф Хейфец.
В 1993 году, сразу после провала октябрьского мятежа, Васильев подписал знаменитое «Письмо 42», в котором вместе с Даниилом Граниным, Булатом Окуджавой и другими живыми классиками призвал президента Ельцина запретить все виды коммунистической и националистической идеологии и пропаганды.
Это письмо развело его по разные стороны баррикад с однополчанами по писательскому поколению, в частности, с Юрием Бондаревым, выступавшим с противоположных позиций.
Не боясь принимать участие в современной истории, Васильев много работает с материалом историческим в прямом смысле слова: с 1996 года — над серией «Романов о древней Руси», начавшейся «Вещим Олегом» и венчающейся «Владимиром Мономахом», вышедшим в 2010 году. Параллельно в это же время он работал над циклом «История рода Олексиных».
В 2009 году ему вручили почетную награду «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга». Дмитрий Бак полагает, что рядом с Васильевым можно поставить только одного прозаика — также лауреата «Большой книги» — Даниила Гранина: «Традиция лейтенантской прозы практически пресеклась. Единственное исключение в последние годы — «Мой лейтенант» Гранина. На вручении Гранину премии «Большая книга» автор сказал удивительную вещь: эта книга адресована прежде всего тем, кто не дожил до конца войны, так и не узнал, кто победил. Борис Васильев — один из тех, кто писал, также обращаясь к не вернувшимся с войны. И одновременно — говорил с современникам, которые пережили оттепельные времена, пост-оттепельную реакцию и искали ответа на вопрос о том, что же было со страной в 1941—1945 годах, и каким образом эта великая война должна войти в историю».