Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Корреспондент окопной правды

На 89-м году жизни умер легендарный отечественный прозаик и драматург Борис Васильев

На 89-м году жизни умер легендарный отечественный прозаик и драматург Борис Васильев.

В 1954 году 30-летний инженер-капитан Борис Васильев уволился из армии, чтобы стать писателем. За плечами у него была война, на которую он ушел в 17 лет добровольцем, тяжелое ранение, учеба в бронетанковой академии, работа испытателем танков. Солидный жизненный опыт должен был помочь в литературной карьере — тем более что и начал её Васильев с почти мемуарной пьесы «Танкисты».

Но первой свет увидела вовсе не она.

Переименованные в «Офицеров», «Танкисты» были запрещены после двух показов, публикация в журнале «Театр» так и не состоялась; новые пьесы молодого драматурга ставились лишь в театрах военных округов, он писал сценарии к фильмам, которые так и не стали событиями советского кинематографа, и подрабатывал на стороне — сочинял тексты для кинохроники и шутки для КВН.

Именно сценарии, написанные Васильевым для «Клуба веселых и находчивых», и стали его первой книгой, которая вышла в 1968 году; к этому времени его повесть «Иванов катер» уже год как была принята Александром Твардовским для публикации в «Новом мире».

Но открыл для читателей нового писателя совсем другой журнал. Летом 1969 года в «Юности» была напечатана повесть «А зори здесь тихие...», пронзительная история противостояния девушек из зенитного взвода и их командира старшины Федота Васкова немецким диверсантам. Дебют Васильева оказался очень громким. Повесть читали, обсуждали, хвалили — и было понятно, что в полку представителей «лейтенантской прозы» появился новый и яркий представитель.

«Васильев принадлежал к писательскому поколению, переосмыслившему роль военной прозы в отечественной литературе и сознании людей. Это течение называли «лейтенантской прозой», в него также входили Василь Быков, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и некоторые другие авторы, — рассказал «Газете.Ru» директор Государственного литературного музея, профессор РГГУ Дмитрий Бак. — Благодаря им война предстала в новом свете: не только как подвиг советского народа, не только как событие мирового значения и масштаба.

Великая Отечественная в его произведениях была показана с точки зрения людей, находящихся непосредственно в центре события — в окопах вместе с солдатами. Людей, принимающих на себя ответственность за жизни этих солдат. Бои местного значения в произведениях «лейтенантов» приобретают вселенский размах, когда речь идет о жизни людей».

Соблазнительно назвать «А зори здесь тихие...» главным произведением Бориса Васильева. Ведь повесть была экранизирована Станиславом Ростоцким уже через три года, с успехом шла в Театре на Таганке в постановке Юрия Любимова, на её основе была создана опера. И повесть, и фильм называются в числе главных произведений о Великой Отечественной войне. Огромным успехом картина по повести пользовалась в Китае, где в 2005 году при участии автора был создан 16-серийный сериал, который посмотрели более 400 млн человек.

Но Васильев не стал автором одной книги.

На волне успеха повести, в 1970-м, доходит очередь и до «Иванова катера» — к тому моменту «политики» от военного ведомства не могли помешать Твардовскому опубликовать это произведение. А еще через год Васильев громко заявил о себе и как сценарист — вместе с Кириллом Рапопортом он стал автором сценария к фильму «Офицеры» Владимира Рогового, эпопеи о многолетней службе двух командиров. Затем Васильев блестяще доказывает, что может писать не только о войне — в 1973 году выходит его роман «Не стреляйте белых лебедей»; по этой книге через несколько лет снимет фильм Родион Нахапетов.

В 1980-х Васильев стал одним из главных героев перестроечной «эпохи толстых журналов», тиражи которых выросли до миллионных значений.

Причем перекочевал в нее уже на правах мэтра — его повесть «Завтра была война» вышла в 1984 году, а рассказ «Вы чье, старичье» — двумя годами раньше. »...Война» неоднократно инсценировалась и ставилась в московских театрах (так, одной из самых аншлаговых была постановка Андрея Гончарова в Театре им. Маяковского, не сходившая с этой сцены восемь лет), а также стала основой для дебюта в кино режиссера Юрия Кары — по этой повести он снял свою дипломную работу. По рассказу о двух стариках, забытых богом и людьми за повседневными заботами и жизненными трудностями, снял один из самых резонансных фильмов 80-х Иосиф Хейфец.

В 1993 году, сразу после провала октябрьского мятежа, Васильев подписал знаменитое «Письмо 42», в котором вместе с Даниилом Граниным, Булатом Окуджавой и другими живыми классиками призвал президента Ельцина запретить все виды коммунистической и националистической идеологии и пропаганды.

Это письмо развело его по разные стороны баррикад с однополчанами по писательскому поколению, в частности, с Юрием Бондаревым, выступавшим с противоположных позиций.

Не боясь принимать участие в современной истории, Васильев много работает с материалом историческим в прямом смысле слова: с 1996 года — над серией «Романов о древней Руси», начавшейся «Вещим Олегом» и венчающейся «Владимиром Мономахом», вышедшим в 2010 году. Параллельно в это же время он работал над циклом «История рода Олексиных».

В 2009 году ему вручили почетную награду «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга». Дмитрий Бак полагает, что рядом с Васильевым можно поставить только одного прозаика — также лауреата «Большой книги» — Даниила Гранина: «Традиция лейтенантской прозы практически пресеклась. Единственное исключение в последние годы — «Мой лейтенант» Гранина. На вручении Гранину премии «Большая книга» автор сказал удивительную вещь: эта книга адресована прежде всего тем, кто не дожил до конца войны, так и не узнал, кто победил. Борис Васильев — один из тех, кто писал, также обращаясь к не вернувшимся с войны. И одновременно — говорил с современникам, которые пережили оттепельные времена, пост-оттепельную реакцию и искали ответа на вопрос о том, что же было со страной в 1941—1945 годах, и каким образом эта великая война должна войти в историю».

Новости и материалы
В Федерации хоккея оценили допуск российских фигуристов на Олимпиаду-2026
У берегов Керчи убраны пятна мазута
В МИД оценили возможность назначения посла России до инаугурации Трампа
Volkswagen сократит 35 тысяч рабочих мест к 2030 году
Путин поговорил с главой Татарстана после атаки на Казань
На Украине обучают ИИ для управления дронами
Один из лидеров «Динамо» может покинуть клуб
Умерла актриса Ирена Баженова
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск
В МИД РФ прокомментировали заявления Румынии про вмешательство России в выборы президента
Захарова назвала блюдо, которое приготовит на Новый год
Ученые объяснили парадоксальную природу отрицательного времени в квантовом мире
Зеленский назначит скандального посла Мельника постпредом Украины при ООН
Маск рассказал, кто «крайне подвел» немцев
Шольца освистали в Магдебурге после теракта
Байден подписал закон о временном бюджете США
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения
Гол Кокорина пяткой помог «Арису» разгромить соперника в матче чемпионата Кипра
Все новости