Последней ролью Андрея Панина стал доктор Ватсон в российской версии «Шерлока Холмса» — вместе с Игорем Петренко они должны были сыграть знаменитую конан-дойлевскую пару в многосерийном фильме Андрея Кавуна. Сериал закончен и запланирован к выходу на осень 2013 года — и это значит, что с Андреем Паниным зрители еще увидятся — увы, только на экране.
Есть какая-то ирония судьбы в том, что его карьера оборвалась на этой роли.
Андрей Панин обучался актерскому мастерству у Александра Калягина в Школе-студии МХАТ, работал в МХТ имени Чехова, но наиболее известным его сделали роли в кино. Главных персонажей у артиста, которого знала в лицо и любила вся страна, можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато сыгранных им героев второго плана — без счета, причем сыгранных так, что многие из этих кинолент его участием и запомнились.
Его путь в кино был долгим и, кажется, трудным. Он начал с небольших ролей в фильмах «По прямой» (1992) и «Прохиндиада-2» (1994), а первые ростки большой славы пробились после бандитской комедии Максима Пежемского «Мама, не горюй» (1997), в которой Панин сыграл роль едва ли не эпизодическую — по количеству времени, проведенного его персонажем на экране. И едва ли не главную — потому что весь фильм гангстеры небольшого приморского городка ищут его героя, смелого «морячка», который за сутки увольнительной умудрился дать по лицу развязному бандиту из-за девушки и, с небольшой помощью новых друзей, успеть обратно на корабль.
Этот персонаж обеспечил народную любовь и самому себе, и фильму: за своеобразное прочтение реалий 90-х критика называла «Маму...» едва ли не первой народной комедией.
Потом была просто «Мама» (1999) Дениса Евстигнеева, в которой Панин сумел не потеряться на фоне Владимира Машкова, Олега Меньшикова и Евгения Миронова, громкие сериалы: «Каменская» (1999) по романам Александры Марининой и «Граница: Таежный роман» (2000) — вот с таким багажом 40-летний актер вошел в нулевые, когда он снимался много, а практически любой фильм с его участием становился хитом.
Новый век начался для Панина с роли Чезаре Борджиа в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений», и, видимо, этот персонаж надолго определил его актерскую судьбу.
«Морячок» стал одной из немногих стопроцентно положительных ролей для Панина. В нем быстро разглядели главные черты его актерской харизмы: жесткий, немногословный, решительный, властный и мстительный — или, наоборот, щедрый и благородный. Понятно, что с таким героическим набором у него не было недостатка в полицейских ролях — и если в «Каменской» он играл детектива Стасова (и продолжал играть его еще много лет), то в эпохальной «Бригаде» ему достался криминализированный ублюдок Каверин, на протяжении долгой жизни преследующий главного героя.
Надолго запомнится и его подполковник НКВД Вишневецкий, посылающий на смерть набранных из детских домов детей-коммандос в безжалостном военном фильме «Сволочи».
Милиционером он был не только в сериалах. Одна из немногих его главных ролей была в прекрасном боевике Александра Прошкина «Трио», где он сыграл руководителя милицейской бригады, маскирующейся под дальнобойщиков и ловящей грабителей фур «на живца». Сам фильм оказался практически не замечен критикой — однако во время показа на фестивале «Кинотавр» в 2004 году появление Панина на экране было встречено аплодисментами. Полицейского, только совсем другого рода, ему пришлось сыграть и в конце 2000-х — многим запомнился его Порфирий Петрович в телевизионной экранизации «Преступления и наказания».
Интересно, что при всей характерности Панин был совершенно универсальным артистом: он блестяще сыграл боязливого Архитектора в «Жмурках» Алексей Балабанова, героического штурмана Здора в «Кандагаре» Кавуна, врача Нефедова в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой», а его чуть раскосые глаза помогли ему убедительнейше перевоплотиться в хан Тинибека в «Орде» Андрея Прошкина — да так, чтобы вообще не выделяться на фоне монгольских и тувинских актеров.
Всего в его фильмографии почти 90 ролей и две режиссерские работы — сериал 2004 года «Полный вперед» и снятая три года спустя лента «Внук Гагарина».
В английском языке «артист второго плана» в буквальном переводе звучит немного по-другому: supporting actor, то есть в буквальном переводе — «поддерживающий актер». И, кажется, вернее слов для Панина не подберешь: став одним из главных артистов российского массового прокатного и телевизионного кино, он мог своим участием поддержать и авторскую картину — недаром с ним сразу в нескольких фильмах работали Александр и Андрей Прошкины и Алексей Балабанов. В Панине каким-то замечательным образом сочетались нетипичная для артистов скромность — и способность дать полный актерский газ в кадре после команды «начали», фантастическое трудолюбие с фантастическим же талантом.
«Андрей — один из лучших, талантливейших моих учеников. Он все успевал, быстро схватывал, запоминал, делал мгновенно, — приводят РИА Новости слова Александра Калягина. — Каждому артисту надо расти. Я знал, что Андрей был недоволен своим амплуа, своими ролями. Он все время искал себя в каких-то других проектах, хотел сделать что-то самостоятельно. Я всем сердцем сочувствую близким Андрея».