Лучшим фильмом прошедшего года британские академики назвали «Операцию «Арго» — снятый Беном Аффлеком политический триллер о спасении американских дипломатов во время исламской революции в Иране в 1979 году.
Всего картина получила три «Золотые маски»: Аффлек признан лучшим в режиссерской номинации, а монтажер фильма Уильям Голденберг — лучшим в своей категории.
Похоже, Британская кинотелеакадемия не стала искушать судьбу и сделала вполне очевидный выбор: именно лента Аффлека собрала самый пышный букет из наград в этом премиальном сезоне.
«Арго» стал основным победителем на недавнем «Золотом глобусе», где выиграл номинации «лучшая драма» и «лучший режиссер», получил главные награды от Американского киноинститута, Ассоциации кинокритиков США и американских же гильдий кинорежиссеров и актеров — перечень всех полученных картиной наград займет очень много места.
И пусть по количеству выигранных категорий «Операция «Арго» уступила первенство картине Тома Хупера «Отверженные», но условный «вес» наград, доставшихся экранизации успешного мюзикла по одноименному роману Виктора Гюго, не идет ни в какое сравнение с теми, которые получил фильм Бена Аффлека. «Отверженные» выиграли четыре «маски», из которых главной может считаться только та, которую сыгравшая Фантину Энн Хэтэуэй в очередной раз получила за лучшую женскую роль второго плана; остальные премии мюзикла можно назвать «техническими» — их вручили за лучшую работу художников, за звук и за грим.
Главным же проигравшим оказался исторический фильм Стивена Спилберга «Линкольн»: драма о том, как принималась поправка об отмене рабства, претендовала на победу в десяти номинациях, но в итоге смогла выиграть лишь одну — Дэниэл Дэй-Льюис за роль 16-го президента США был признан лучшим актером года.
Ну а оставшиеся главные награды на BAFTA (как и на «Глобусе» месяцем раньше) «подобрал» еще один фильм на тему рабства в США: псевдоисторический боевик Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» принес победу Кристофу Вальцу в номинации «лучший актер второго плана» и самому Тарантино — за лучший оригинальный сценарий.
Лучшим британским фильмом ожидаемо стала 23-я картина о суперагенте Джеймсе Бонде «007: Координаты Скайфолл». Томас Ньюман получил звание «лучший композитор» за музыку к этой картине.
Картина Энга Ли «Жизнь Пи» также стала обладателем двух премий BAFTA — за лучшую операторскую работу и за лучшие спецэффекты; в последней категории она обошла такие фильмы, как «Хоббит: Нежданное путешествие» Питера Джексона, «Прометей» Ридли Скотта и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» Кристофера Нолана.
Фактически британские специалисты по кино согласились с мнением Голливудской ассоциации иностранной прессы, которая раздает «Золотые глобусы»: победители и там и там примерно одни и те же с учетом, разумеется, отсутствия деления на «комедии» и «драмы», да и количество наград у картин чрезвычайно похоже. И кажется, что пора предсказывать победителя «Оскара» с высокой вероятностью угадать, но американские киноакадемики сумели ввести в игру такую «темную лошадку», что угадать победителя оскаровской гонки не представляется возможным.
Этой «лошадкой» стала мелодрама Михаэля Ханеке «Любовь», которая выиграла номинацию «лучший иностранный фильм» на BAFTA (как и раньше на «Глобусе»).
Всего «Любовь» получила две награды: приз за лучшую женскую роль был вручен 85-летней французской актрисе Эмманюэль Рива. Конечно, фильм Ханеке является и основным претендентом на победу в «иностранной» номинации на «Оскаре», но главная интрига не в этом.
Американские киноакадемики включили «Любовь» и в главную оскаровскую категорию — «лучший фильм», а Ханеке может стать и лучшим режиссером,
и нет сомнений, что австрийскому постановщику и его ленте вполне по силам на равных побороться с Беном Аффлеком и «Арго».
О результатах этого соперничества станет известно 24 февраля, когда в Лос-Анджелесе пройдет церемония вручения «Оскаров» — финал сезона главных кинопремий мира.