Старший судья федерального окружного суда США в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что Российская Федерация должна выплачивать по $50 тыс. в день движению «Агудес Хасидей Хабад», международной организации любавичских хасидов. Штраф будет начисляться до тех пор, пока российские власти не исполнят решение этого же судьи о передаче религиозному движению так называемой библиотеки Шнеерсона — около 50 тыс. книг и рукописей, принадлежавших одному из лидеров хасидов — Йосефу Ицхаку Шнеерсону, покинувшему СССР в 1928 году.
Вынося нынешнее решение Ламберт заявил, что штраф был «необходимым и достаточным шагом, чтобы заставить Россию подчиниться».
Судья указал, что после угрозы введения санкций российские чиновники согласились на встречу с адвокатами хасидов; правда, переговоры прошли безрезультатно.
Американские власти в целом поддерживают требования хасидов относительно «библиотеки Шнеерсона», но после того, как неделю назад адвокаты движения подали иск о денежной компенсации, правительственные юристы высказали уверенность, что санкции серьезно осложнят проведение переговоров по передаче текстов. Кроме того, они заявили, что подобные санкции могу повредить интересам США во внешнеполитической области и вынудить другие страны принимать аналогичные действия против Америки.
Ламберт в своем решении указал, что суд не делал никаких заявлений относительно российской собственности, расположенной на территории России. «Хотя правительство США может быть на самом деле «склонно к продолжению этих усилий» (по передаче библиотеки хасидам), оно не предоставило ни информации о своих будущих планах, ни любой другой причины полагать, что его новые усилия принесут успех», — говорится в вердикте.
Суд, решение которого Россия не исполнила, состоялся в августе 2010 года: тот же Ламберт тогда обязал российские власти вернуть движению «Агудес Хасидей Хабад» «библиотеку Шнеерсона». В обоснование своего решения судья сослался на американский закон об иностранном суверенном иммунитете, в котором указывается, что «суверенное государство не обладает иммунитетом по искам в случае, если собственность приобретена с нарушением международного права».
Тогда МИД РФ выступил с жестким заявлением, назвав вердикт американского окружного суда «ничтожным с правовой точки зрения» и подчеркнув, что он «представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права».
Не менее жесткой оказалась реакция российского внешнеполитического ведомства и на нынешнее решение Ройса Ламберта.
«Вызывает возмущение, что вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства», — сказано в заявлении пресс-службы МИДа.
Далее в сообщении выражается надежда, что «американские власти отдают себе отчет, что если российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом, подвергнется аресту в США, как того требует «Хабад» в качестве «обеспечительной меры», то
мы будем вынуждены предпринять жесткие ответные действия».
В пресс-службе посольства РФ в Вашингтоне напомнили, что «коллекция Шнеерсона» является частью культурного наследия страны и не может быть отчуждена. «Мы не считаем «Хабад» законным владельцем коллекции. Сегодняшнее решение суда нарушает закон США об иммунитете иностранных государств, а также международные законы и право России на юрисдикционный иммунитет», — приводит ИТАР-ТАСС сообщение пресс-службы.
Замминистра культуры Григорий Ивлев заявил, что принятое судом в США решение негативно скажется на доступе американских граждан к российским культурным ценностям. «Никаких юридических оснований для передачи коллекции Шнеерсона частным лицам не существует», — приводит его слова РИА «Новости».
«После того как решение вступает в силу, запускается механизм его исполнения, — рассказал «Газете.Ru» адвокат, партнер фирмы Lidings Андрей Зеленин. — Взыскания по судебному решению могут быть обращены только на государственные объекты за рубежом, которые используются в коммерческих целях». Он напомнил, что у РФ был похожий случай: в Швеции за долги было изъято здание торгового представительства. «Перед нами — частное решение суда, которое нарушает принцип государственного суверенитета. Не уверен, что это решение устоит при обжаловании», — дополнил Зеленин.
Решение суда 2010 года привело к почти полной остановке культурного обмена между музеями России и США. Так, выставка русских икон из музея Андрея Рублева вернулась на родину досрочно, «Подарки султана» в Художественном музее Лос-Анджелеса прошли без российских экспонатов, а выставка Музеев московского Кремля, посвященная модельеру Полю Пуаре, прошла без экспонатов из нью-йоркского Метрополитен-музея. Министерство культуры и МИД России в течение двух с половиной лет пытались добиться стопроцентной гарантии неприкосновенности российской собственности, но окончательно договориться с американской стороной не удалось.
«По существующей практике, взыскания по подобным искам не могут быть обращены в отношении ценностей, участвующих в культурном обмене», — сказал Зеленин. Закон, который запрещает любые юридические требования в отношении художественных работ, безвозмездно предоставленных некоммерческим культурным центрам, в США действительно существует. Кроме того, члены «Агудес Хасидей Хабад» неоднократно заявляли, что им нужны только книги и письма, входящие в «библиотеку Шнеерсона», а на российское имущество они претендовать не собираются.
«Мне вообще не кажется, что у этого судебного решения будут серьезные, разрушительные последствия, — полагает Зеленин. — Перед нами скорее свидетельство бескомпромиссности обеих сторон спора, решимости в отстаивании своих позиций».
Йосеф Ицхак Шнеерсон (1880 -1950)- шестой Любавичский ребе, лидер движения «Хабад Любавич», объединяющих иудеев-хасидов, последователей мистического учения рабби Шнеур-Залмана из Ляд. Во время Первой мировой войны перевез часть библиотеки в Москву, где оставил на хранение книжному складу Персица и Полякова в Москве. После октябрьской революции книги были национализированы в соотвествии с декрет Совнаркома РСФСР о научных фондах РСФСР от 26 ноября 1918 года. Собрание Шнеерсона оказалось вначале в библиотеке Румянцевского музея, а затем соответственно в публичной библиотеке имени Ленина (ныне - Российской государственной библиотеке). Кроме того, около 25 тысяч страниц рукописей — была вывезена Шнеерсоном из России в Ригу в 1927 году, а потом в Польшу в 1934 году. После оккупации Польши нацистской Германией в 1939 году эта часть библиотеки Шнеерсона была вывезена в Германию, а после окончания Второй мировой войны эти рукописи были доставлены в Москву вместе с другими трофеями. Сейчас они находятся Российском государственном военном архиве.