«Ведьмы похищают наших детей, но мы найдем управу: эта женщина — ведьма, и мы сожжем ее!» — с убедительностью депутата Госдумы кричит на площади городка Аугсбург местный шериф (Питер Стормаре). Обвиняемая в ведовстве юная рыжеволосая красавица (Пила Виитала) обещает законнику геенну огненную, жители с энтузиазмом согнанных по разнарядке работников бюджетной сферы изображают нерешительное одобрение и потрясают вилами и кулаками.
Копирующий великую сцену с изобличением ведьмы из «Монти Пайтона и Священного Грааля», но не такой смешной балаган прекращается с появлением двух решительных наемников.
Гензель (Джереми Реннер) берет на мушку представителей власти, Гретель (Джемма Артертон) без слов учит шерифа не хамить вооруженным людям. Дерзость одобрена свыше: выросших в охотников за головами сироток, еще в прологе сжегших агрессивную хозяйку пряничного домика, нанял для охоты на ведьм мэр города.
В таком духе о будущем героев изложенной братьями Гримм сказки фантазирует норвежец Томми Виркола, ранее известный в качестве режиссера «Операции «Мертвый снег» — пародийного хоррора про студентов-медиков и зомби-нацистов. Фантазирует он как не самый оригинальный, но искренне увлеченный темой двенадцатилетний школьник. То есть, с одной стороны, большая часть шуток в лучшем случае банальна.
С другой, должно ли это мешать разделить с постановщиком радость от разрывания ведьм на части и стрельбы по ним из скорострельных арбалетов и многоствольных орудий?
Если, конечно, в принципе считать это за радость.
Также предлагаются орк с печальными глазами Кинг-Конга и повадками чудовища Франкенштейна, разнообразные ведьмы (в том числе героиня Фамке Янссен, умеющая превращаться из карги в готическую королевну), арсенал средств для охоты на нечисть, включающий в себя старинный электрошокер, и бутылки с молоком, на которых размещают портреты пропавших детей.
В общем, радость действительно на любителя:
в смысле обращения с чужим культурным наследием «Охотники» будут почище «Анны Карениной» Джо Райта и Тома Стоппарда.
Нет, братья Гримм, разумеется, не Лев Николаевич, но для фундамента германской культуры они камень не менее важный. За Толстого у немцев, скорее, Томас Манн, и вот надо же — здесь он тоже есть: в Аугсбурге к героям прибивается фанат, которого сыграл одноименный великому писателю парень из Техаса. Хочется верить, что кастинг проходил так: «Томас Манн? Серьезно? Как автор «Волшебной горы»? Берем».
Впрочем ничто в фильме не указывает на то, что автор «Охотников на ведьм» вообще читает книги. И это неплохо: с простыми увеселениями он справляется, а нужны ли такому кино качественные диалоги и шутки посложнее — вопрос дискуссионный. Зато ему удается проиллюстрировать опасную близость между «плохими» и «хорошими» охотниками на ведьм. Когда брат и сестра отстраняют шерифа, чьим аргументом служит фраза «да по ней же видно, что она ведьма», в ход идут не менее сомнительные реплики из серии «хорошая ведьма — мертвая ведьма». Ну а ближе к финалу выясняется, что Виркола не только самозабвенно пускает кровь, кишки и расчлененку на 3D-экран, но не забывает и о дидактической составляющей истории. Знать бы только, на что намекает эта сказка.