Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Русское кино: батальные сцены

Фонд кино отчитался в расходах и кассовых успехах за 2012 год и выяснил отношения с Минкультуры, желающим «визировать» его траты в 2013 году

Фонд кино отчитался в расходах и кассовых успехах за 2012 год и выяснил отношения с Минкультуры, желающим «визировать» его траты в 2013 году.

За 2012 календарный год сборы российского кинопроката составят 40,5 млрд рублей, что на 15% больше, чем было в 2011-м, сообщил глава компании Movie Research Олег Иванов на «круглом столе» в РИА «Новости», посвященном государственной поддержке отечественного кинематографа. Иванов отметил, что количество зрителей практически не изменилось: кино посмотрели 172 млн человек, что всего на 1,6% больше, чем годом раньше. Рост же кинотеатральной выручки Иванов объяснил увеличением цены билетов — в среднем она составила 235 рублей, что сравнимо с ценой билета в США.

Российским фильмам удалось остаться на уровне 2011 года — они заработали за 2012 год 5,6 млрд;

это также произошло за счет увеличения стоимости билетов, а вот зрителей отечественного кино стало меньше на 9% (26 млн человек). Доля российского кино в общей выручке составила 13,8% — это также меньше прошлогодних 15,7%.

При этом российские картины впервые не вошли в десятку самых кассовых лент года. Наиболее успешная из отечественных лент, «ДухLess» Романа Прыгунова по одноименной книге Сергея Минаева, находится только на 24-м месте годового рейтинга (сборы — 414,2 млн рублей), а следующий за ним фильм «Джунгли», который, правда, еще находится в прокате, — вообще только 35-й, со сборами в 348 млн рублей. Возглавляют же рейтинг три продолжения известных франшиз — четвертый «Ледниковый период» (1,64 млрд рублей), третий «Мадагаскар» (1,6 млрд) и заключительный фильм «Сумерек» (1,35 млрд).

Показатели российского кино уже стали причиной перемен в государственной политике в отношении поддержки отечественного кинопроизводства:

в начале декабря на совещании в правительстве зампред правительства Владислав Сурков заявил, что киноотрасль не выполнила обещания довести долю выручки российских фильмов до 20%, поэтому схема господдержки кино будет пересмотрена.

Тогда же было объявлено, что на государственную поддержку российского кинематографа в 2013 году выделено 5,2 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей будет распределять Фонд кино, а оставшиеся 2,2 млрд — Министерство культуры. Минкультуры продолжит поддерживать авторское, детское и социально-значимое кино, а также дебюты, а фонд — коммерческие картины. Должна была поменяться и идеология работы фонда: один миллиард рублей из трех положенных он будет раздавать в виде возвращаемого кредита, а оставшиеся два — по-прежнему на безвозвратной основе.

Изменения выглядят небольшими: в 2012 году на господдержку отечественного кино было выделено 5,4 млрд рублей, из которых 1,6 млрд распределялись через Минкультуры, а 3,8 млрд — через Фонд кино.

Большинство средств фонда — 2,25 млрд рублей — в прошлом году было выделено на поддержку 10 компаний-лидеров, в число которых вошли «Централ партнершип», СТВ Сергея Сельянова, «Студия Тритэ» Никиты Михалкова, ЗАО «Дирекция кино» (Первый канал), ООО «Таббак» Тимура Бекмамбетова, «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука, «Реал-Дакота» Рената Давлетьярова; лидеров «уплотнили» артхаусные ТПО «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского.

Остальные деньги Фонд кино потратил на социально значимые проекты (920 млн рублей), полнометражную анимацию и анимационные сериалы (152 млн и 166 млн соответственно), проекты совместного производства (169 млн) и на ленты для детей и юношества (42 млн рублей).

Спустя несколько дней после совещания у Суркова министр культуры Владимир Мединский высказался еще жестче. «Работой Фонда кино мы недовольны. Его работа будет изменена и отреформирована. Фонд кино не решил поставленных перед ним задач», — сказал он во время встречи с доверенными лицами президента РФ Владимира Путина.

По словам Мединского, с 2013 года министерство собирается визировать все кинопроекты, средства на которые будет выделять Фонд кино.

И если решение об изменении схемы господдержки было встречено киносообществом с пониманием, то реплика министра выявила серьезные разногласия между двумя институциями, ответственными за распределение денег.

«На «круглом столе» были ключевые продюсеры страны, двое из которых возглавляют продюсерские ассоциации, — рассказал «Газете.Ru» киновед Даниил Дондурей, также принявший участие в «круглом столе». — Все сошлись во мнении, что нужно искать стратегические выходы, понимать реальное положение вещей. Позиция, в которой источников распределения денег два, ими была признана неэффективной, равно как и попытки Минкульта контролировать распределение денег».

Глава Фонда кино Сергей Толстиков напомнил, что в 2009 году, когда принималось решение о государственной поддержке кино через фонд, сложилась такая ситуация, когда «весь бизнес из кино ушел». «Было принято решение сохранить крупные компании — государство решило дать им денег и каким-то образом их организовать», — вспомнил Толстиков во время «круглого стола». Он напомнил, что создание фонда было основано на нескольких тезисах, одним из которых было создание авторитетной структуры, не являющейся органом государственной власти.

«А вторым — упразднение одного из наиболее одиозных рудиментов советского управления культурой, когда бюрократ управляет не только экономикой творческого процесса, но и, по сути, является творцом, генеральным продюсером снятого на бюджетные деньги фильма», — сказал глава Фонда кино.

«Что нам нужно от Министерства культуры? Мы уже два года просим, чтобы была четко сформулирована четкая государственная политика в области кино. Сейчас её нет, а есть набор непонятных, несистемных фраз», — уверен Толстиков.

С ним согласен глава компании Movie Research Олег Иванов:

«Немного тревожит, что, ставя перед Фондом кино определенные задачи, государство до конца не определилось с целями относительно развития кинематографии,

— поделился он с «Газетой.Ru». По его словам, на сегодняшний день есть серьезные сдвиги: так, по заданию Минкультуры разрабатывается «дорожная карта» российского кино.

«Но необходимо понимать, что это только вектор, направление работы, — сказал Иванов. — Всем необходимы четкие задачи и цели, в целом государственная политика в сфере кино. Необходима не только выстроенная стратегия Фонда кино, но и выстроенная стратегия работы Министерства культуры относительно кинематографа. Сегодняшние предложения (Минкульта — Газета.Ru) по квотированию или по выстраиванию тематик, выдернутые из контекста и, не дай бог, внедренные отдельно, действительно могут привести к перекосам».

Последствия таких перекосов ясны Даниилу Дондурею:

«Рынку не прикажешь. Девушки в категории от 14 до 21 года, которые ходят на голливудское кино, принесли в минувшем году кинотеатрам миллиард евро, — прокомментировал он «Газете.Ru», — но они никогда не отдадут этот миллиард патриотическим фильмам, даже если их заставлять смотреть это кино силком».

По его словам, никакие запретительные меры не помогут воздействовать и на кинотеатры. «Попробуйте ввести квотирование, и кинозалы начнут «25 процентов российского кино» показывать в своих туалетах по ночам, — считает киновед. — Попробуйте ввести «тематику» — и никто не будет брать эти фильмы в прокат».

Представители Минкультуры на «круглый стол» не пришли; получить оперативный комментарий в ведомстве также не удалось.

Причиной же конфликта Дондурей видит идеологизацию политики государства в области культуры.

«С начала лета идет курс на идеологизацию. И приход Мединского (на пост министра культуры. – «Газета.Ru») его, скажем так, оформил стилистически, — заметил киновед, — однако встреча показала, что столкнулись два подхода — идеологический и экономический, рынок и идеология».

По его словам, у киносообщества подобные опасения были и после введения новой политики финансирования кинематографа через Фонд кино: «С самого начала идея раздавать деньги считаным лидерам никому не нравилась. Однако Толстиков, став его руководителем, в сложившихся условиях показал себя вполне прозрачным и разумным менеджером, умело лавировал в непростом поле российской культурной политики». По словам эксперта, Фонду кино удалось и поддержать крупных производителей, и облегчить жизнь авторскому кино.

«А сейчас наступило время очень жестких разборок», — заключил Дондурей.

Новости и материалы
В Красноярске мошенники убедили молодую девушку поджечь АЗС
Захарова рассказала, как из американцев «делали идиотов»
Марочко заявил об использовании ВСУ около сотни дронов под Волчанском
Российские силовики получат более 100 различных катеров в 2025 году
Россиянин дважды переиграл мошенников, выманил у них деньги и потратил все на алкоголь
Летчик заявил об испорченной репутации американских самолетов F-16 на Украине
Стало известно о «втором фронте» Украины против России
В РСПП заявили, что предприниматели РФ «переживут» доллар по 105 рублей
В Британии раскрыли, как Европа «сама себя наказывает» из-за Украины
Посол РФ назвал страны НАТО, которые хотят конца конфронтации с Россией
Российский посол раскрыл, как общество в ЕС реагирует на конфликт на Украине
В США предложили необычную идею насчет ядерного оружия
Россиян предупредили о резком подорожании отдыха в санаториях в 2025 году
Психолог объяснила, зачем нам алкоголь на праздничном столе
Российские разведчики активно работают под Северском в ДНР
Мужчина получил штраф за выкрик украинского лозунга в метро Москвы
Ученые считают, что исцеление пляжей Кубани потребует заселения микроорганизмами
Свергнувшая Асада группировка провела в Дамаске военный парад
Все новости