Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Лоренцо – великолепный

В ГМИИ открылась выставка полотен Лоренцо Лотто — незаслуженно малоизвестного мастера Возрождения

ГМИИ имени Пушкина показывает гастрольную выставку «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке», где представлены десять произведений мастера со скромной биографией и большой посмертной славой.

Картины Лоренцо Лотто будто специально создавались для того, чтобы в далеком будущем провоцировать формулировки с сослагательным наклонением. Например, легендарный искусствовед Роберто Лонги через четыре столетия после кончины художника высказался о нем следующим образом: «Если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не Тинторетто».

Из этой фразы явственно следует, что в реальности «духовным пастырем» для современных ему живописцев Лотто не был, что неудивительно:

шансы сравниться с гигантами вроде Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и Тициана, работавшими в те же годы, выглядели ничтожными.

Однако предположение Роберто Лонги не кажется совсем уж бессмысленным. Он весьма точно углядел в работах автора те тенденции, которые позднее привели к скрещиванию итальянского Возрождения с северным – немецким, фламандским, голландским. Отсюда и Рембрандт в качестве гипотетического ориентира. Кстати, можно отыскать и другие фигуры для привязки к будущему. Куратор нынешней выставки Габриеле Барукка назвал творчество Лоренцо Лотто «предвестием Караваджо» – и тоже ведь не скажешь, что промахнулся с сопоставлением. Буквально все исследователи начиная с 1890-х годов, когда этого художника открыли заново, норовили отнести его к фигурам, предвосхитившим важные линии в европейском искусстве.

Тем не менее при своей жизни Лоренцо Лотто пользовался довольно локальной популярностью, ограниченной в основном провинциальными городами на севере и в центре Апеннин.

Хотя уже в молодости он достиг немалых профессиональных успехов – например, в одном из документов 1505 года (Лотто тогда было всего 25 лет) его именуют «pictor celeberrimus», то есть «прославленный художник»,

– однако ему не суждено было взлететь на самую вершину карьерной лестницы.

Уроженец Венеции не нашел себе достойного применения ни в родном городе, ни в Риме с Флоренцией, и до конца дней довольствовался заказами в регионах Ломбардия, Венето и Марке. А ушел из жизни в 1556 году в городке Лоретто, в заведении при храме Святой дом Богородицы – проще говоря, в приюте для неимущих и престарелых. Постепенно о нем стали забывать — хотя сохранилось довольно много его работ. К разряду больших ренессансных мастеров его причислили уже через столетия, на волне масштабной «ревизии эпохи» – разумеется, причислили не зря.

В России, правда, он среди культовых художников Возрождения не значится – не повезло ему у нас с массовым признанием.

Но, похоже, Пушкинский музей всерьез озаботился ликвидацией этого пробела. В прошлом году здесь демонстрировались парные портреты Фебо ди Брешиа и Лауры да Поло кисти Лотто из миланской галереи Брера – тот сюжет входил в программу перекрестного года России–Италии. Нынче же без всякого формального повода в Москву прибыла выставка из десяти работ «знаменитого незнакомца». Кое-что позаимствовано в Квиринальском дворце в Риме и в Академии Каррары в Бергамо, а

большинство экспонатов приехали из небольших музеев той самой провинции Марке, в которой художник провел значительную часть жизни и название которой вынесено в заголовок экспозиции.

Региональную публику Лоренцо Лотто покорял в двух амплуа – как портретист и как религиозный живописец. Впрочем, на выставке встречается лишь единственное изображение частного лица – милейший «Портрет Лючины Брембати». Стоит добавить, что имя модели установили весьма оригинальным способом: герб семьи Брембати красуется на перстне героини, выяснить это было несложно,

а вот «Лючина» возникла из букв CI, заключенных внутри лунной окружности на небе, – искусствоведы догадались, что в сумме получается «Lu-CI-na».

Все остальные картины на выставке посвящены трактовкам евангельских сюжетов начиная с фигур Девы Марии и архангела Гавриила, сохранившихся на створках алтарного «Благовещения». Тут как раз в полной мере можно ощутить, с каким интересом Лотто следил за пластическими экспериментами Дюрера, Грюневальда, Альтдорфера и других своих немецких коллег (считается, что их связывали не только приятельские узы, но и общая приверженность идеям Реформации).

Умозрительная же ассоциация с упомянутым выше Рембрандтом, жившим гораздо позднее, сама собой возникает при виде последней картины Лотто – «Принесение во храм». Тут и похожий драматизм мироощущения без явственных причин, и близость живописных манер. А если вспомнить еще высказывание куратора насчет «предвестия Караваджо», то и ему найдется подтверждение в некоторых ракурсах композиции «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом и Матфеем и Лаврентием».

Не подумайте только, что Лоренцо Лотто был каким-то бунтарем или последовательным реформатором живописи –

едва ли в таком случае он получал бы регулярные заказы у провинциалов, не обладавших продвинутым художественным вкусом герцогов Медичи или отдельных понтификов.

И все же его феномен недаром приплюсовали к достижениям Высокого Возрождения. Лотто умел в самые обычные, даже стереотипные форматы внести неожиданное содержание и обозначить личные версии развития искусства. Доказывая тем самым: чтобы превратиться в значимого и оригинального мастера, не обязательно быть на короткой ноге с папами, королями и олигархами.

Новости и материалы
Врач рассказала, можно ли носить кроссовки и кеды зимой
Созданы наноалмазы с уникальными квантовыми свойствами
Рябков увидел признаки начала гонки вооружений
Избитого преподавателя колледжа из Липецка уволили из-за неэтичного поведения
Опрос показал, что около половины украинцев верят в наступление мира при Трампе
В Казахстане уточнили данные о взрыве кислородного баллона в упавшем самолете
В Госдуме рассказали, нужно ли заставлять детей учиться в новогодние каникулы
Звезда «Реальных пацанов» сообщил об отъезде из России
В России заявили, что Украина может быть причастна к потоплению Ursa Major
В Госдуме предложили создать программу для сохранения здоровья мужчин
Премьер Дании начала закупать консервы, испугавшись атаки со стороны России
Певица Пинк показала своего повзрослевшего сына, отрастившего волосы ниже плеч
Винер назвала СВО страшной вещью
Члены экипажа потерпевшего крушение сухогруза размещены в испанской гостинице
Тодоренко о своей роли в «Небриллиантовой руке»: «Со Светличной не сравнится»
Кот-пожарный по кличке Толик получил первое специальное звание
Мужчина год насиловал 11-летнюю дочь сожительницы в Подмосковье
Глава Росавиации заявил, что в аэропорту Грозного при подлете Embraer был туман
Все новости