Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Измена — дело техники

На фестивале NET москвичам показали «Кристину» Кэти Митчелл — виртуозный киноспектакль в прямом эфире

Московский фестиваль «NET (Новый Европейский Театр)» завершился своим главным событием: «Кристиной» по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли», поставленной в берлинском «Шаубюне» англичанкой Кэти Митчелл, одним из тех нескольких ведущих европейских режиссёров, спектакли которых не были в России ещё ни разу.

Митчелл в России ждали очень давно. В конце 80-х она проходила в России стажировку, после чего прониклась любовью к русскому театру и до сих пор считает его одним из главных своих источников вдохновения. С того момента она поставила несколько десятков спектаклей по всей Европе; уйдя в них, вроде бы, очень далеко от всякого представления о традициях, она по-прежнему утверждает, что работает «по Станиславскому». Поверить в это сложно, её постановки – сложнейшие высокотехнологичные зрелища, которые существуют на стыке всех мыслимых жанров и искусств. Положенные в основу ее работ произведения трансформируются до неузнаваемости.

«Кристина» Кэти Митчелл строится на тотальной деконструкции.

Центральным персонажем постановки по мотивам «Фрекен Жюли» шведского классика Августа Стриндберга, пьесы о страсти эффектной и взбалмошной генеральской дочки к своему лакею Жану, режиссер сделала третью героиню — служанку Кристину, которая находится в тени действия. Этот спектакль о ней, действие показано её глазами.

Текст пьесы препарируется с безжалостностью, редкой даже для современного европейского театра: от 20-страничного сочинения остается не более сотни реплик, причём каждая из них спрессована до предела. Досталось не только сценам между Жюли и Жаном, при которых Кристина не присутствует (хотя и очень хотела бы их видеть), но и многим моментам с её участием.

Спектакль Митчелл – кино, снимающееся в прямом эфире.

Перед декорацией богатого усадебного дома ходят актёры, вот снуют операторы, а внутри дома случаются события, которые мы тут же видим на экране; иногда события видимы глазу, а иногда происходят за светящимися в полумраке окнами, за которыми невозможно разглядеть ничего, кроме смутных силуэтов героев. В зале за пультом стоят управляющие процессом техники, на сцене за специальным столом стоят «артисты озвучания», отвечающие за шумовое оформление, и с помощью самых обычных предметов создающие для «кино» всевозможные звуки — от льющейся воды до пения птиц.

Кристина на экране – вроде бы настоящая, живая женщина, да тонкость в том, что в таком виде, как она перед нами появляется, её на самом деле не существует. Она тоже – всего лишь образ, на ходу монтирующийся телережиссером с нескольких камер.

Кристин — и мы видим это — на самом деле несколько: от одной актрисы у неё лицо, от другой – платье, от третьей — голос, ещё от двоих – руки, которые подают еду, готовят, зажигают свечи и проделывают другие сложные манипуляции.

«Кристина» — от начала и до конца фикция, спектакль, на самом деле не существующий.

Митчелл разрушает без остатка сам принцип театрального действия как такового. Спектакль целиком разыгрывается здесь и сейчас, перед нами, в том же зале, где мы сидим – вот только увидеть его напрямую мы не можем, как бы ни старались. Непосредственное действие оказывается пазлом, не поддающимся расшифровке – уловить его можно только на экране, где сводятся воедино изображения и звуки со всех сторон сцены.

Кроме того, Митчелл начисто устраняет понятие реальности, вокруг которого из века в век существует театр, признавая его или нет, стремясь к нему или его отрицая. Режиссёры могут дотошно реконструировать быт и выдавать его за подлинную жизнь, могут до предела обострять условность, но неизменным всегда остаётся одно: театр – это то, что разыгрывается на сцене, в конкретный момент времени, перед вашими глазами.

Не так в «Кристине».

Спектакль как бы бежит от зрителей и прячется от них.

Единственной его реальностью становится киносъёмка, показывающая нам то, чего нет, одним выбранным ракурсом превращающая сценический павильон в настоящий дом, а кадку с белыми цветочками – в бескрайнее поле. Митчелл создаёт пограничный жанр, ещё не кино, но уже не совсем театр.

Возможно, одной из отправных точек для спектакля стала длинная ремарка из пьесы Стриндберга: «Исполняется так, будто актриса и впрямь одна на сцене; когда надо, поворачивается к публике спиной; не смотрит на зрителей; отнюдь не спешит и нисколько не боится наскучить публике. Кристина одна. <…> Она снимает фартук, вынимает из ящика стола зеркальце, прислоняет к вазе с сиренью; зажигает свечу, греет на пламени спицу, подвивает локоны надо лбом. Потом идет к дверям, прислушивается».

Митчелл на самом деле даже не рассказывает историю Кристины, и не пересказывает сюжет «Фрекен Жюли» с её точки зрения, а просто

выворачивает наизнанку её внутренний мир и показывает его через крупным планом снятые повседневные действия.

Кристина совершает всё перечисленное в ремарке и еще многое другое: разделывает и ставит на огонь потроха, то и дело причёсывается, глядя в зеркало или ища своё отражение в миске воды, аккуратно укладывает себе под подушку сухие цветы, засыпает, пробуждается, переодевается. Иногда попутным речитативом идут её мысли, состоящие из бессвязного ряда понятий: «есть можжевельник, есть водород, есть любовь, есть садовое искусство, и вдовы, и лоси». Это жизнь глазами пассивного созерцателя, фиксирующего всё, что происходит вокруг – и всегда остающегося в стороне.

Главная из актрис, играющих Кристину – Юле Бёве; именно ее лицо берет камера на крупных и средних планах. С русоватыми волосами, округлыми щеками и чуть выпяченными губами она похожа одновременно на фламандских девушек с полотен Вермеера и героинь фильмов Ингмара Бергмана. В ее грубоватой внешности и повадках невероятно сочетаются почти аутичная отстранённость и острая сопричастность миру, нордическая сдержанность и бешеная резкость. Свои немногочисленные реплики она произносит дерзко и отрывисто, изничтожая променявшего её на госпожу Жана саркастическим «Неужели же?».

Для фрекен Жюли и обольстителя-лакея Кристина — не более чем спящий в уголке предмет мебели.

До неё доносятся лишь обрывки их фраз, только куски их романа, по которым она силится создать полную картину, но так и не может этого сделать – а вслед за ней в такое же положение попадают и зрители. Она всё время подглядывает и подслушивает: то в дверную щёлочку, через которую мы вместе с ней видим Жюли и Жана, то сквозь оконное стекло, то плотно вжавшись щекой в пол и пытаясь разобрать хоть часть их разговора. Это всё та же реальность, которая то ли не существует вообще, то ли вечно ускользает, дразня тебя и предлагая каждый раз лишь слабый свой отблеск.

Кристина наблюдает за ними, преследует их по пятам и не поспевает –

мы же точно так же следим за ней и, вроде бы становясь свидетелями её мельчайших жестов, всё же за полтора часа узнаём о ней не больше, чем она об отношениях своего неверного жениха и его шикарной любовницы.

В большом зале Дома искусств в Кузьминка , где показывали «Кристину», наверняка было много зрителей, которые не знакомы с сюжетом пьесы Стриндберга – и вряд ли они, не зная всех обстоятельств, могли понять в происходящем больше, чем героиня. Митчелл подняла на поверхность подводное течение «Фрекен Жюли», заменив текст подтекстом. Создала спектакль призрачный и иллюзорный, противящийся всему ясному и однозначному. Сложносочинённое мультимедийное действо оборачивается притчей о принципиальной неуловимости правды. О том, что никаких абсолютных истин не существует, а всё, что мы ими считаем, – только то, что мы можем увидеть, или же то, что нам хотят показать.

Новости и материалы
Москвичей ждет в субботу мокрый снег и гололедица
Российские войска перерезали одну из важнейших трасс снабжения ВСУ
Россиянам объяснили, как выбрать хорошую искусственную елку
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Совладелец «Зимней вишни» вышел из колонии по УДО
Мошенники начали использовать новую схему для кражи данных через Telegram
Синоптик рассказал о рекорде 2024 года
Все новости