Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы несем ответственность за тех, кого открыли»

Интервью Марины Давыдовой, куратора театрального фестиваля NET

Куратор Марина Давыдова рассказала «Газете.Ru» о фестивале «NET — Новый европейский театр», переменах на отечественной сцене и участии европейских безымянных налогоплательщиков в театральном просвещении россиян.

С 14 ноября по 2 декабря в Москве в 14-й раз пройдёт фестиваль нового европейского театра NET, созданный в 1998 году театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским и до сих пор служащий Москве «театральным шенгеном» — его устроители привозят на ежегодный смотр в Москву самые актуальные спектакли, идущие на европейских площадках, а также важные премьеры прошлых лет. Куратор NETа Марина Давыдова рассказала «Газете.Ru» о «немецком акценте» в программе нынешнего года, советском наследии и изменениях в российском театральном процессе.

— Какие события в программе NET этого года вы назвали бы самыми главными?

— Фестиваль проходит в рамках года Германии в России, и у нас на сей раз сделан акцент на немецкие спектакли. Кстати, по окончании NETa в Берлине пройдёт породненный с нами фестиваль Rusimport, и туда уже поедут российские спектакли – «Мастерской Петра Фоменко», Дмитрия Крымова, театра AXE… В Москву же из Германии мы привозим четыре постановки, каждая из которых мне кажется очень важной. Но я бы особое внимание обратила на первый приезд в Россию выдающегося режиссера Кэти Митчелл — она живет в Англии, но в последнее время активно работает в Германии. И спектакль ее поставлен в легендарном берлинском «Шаубюне», уже неоднократно бывавшем в Москве. «Кристина» Митчелл по «Фрекен Жюли» Стриндберга – это театр XXI века. Смотря его, понимаешь, что понятие «современность» заключается совсем не в том, чтобы надеть на артистов одежду модных брендов, а некой новой оптике, в умении по-новому увидеть и сценическую реальность, и мир вокруг.

Второй хедлайнер фестиваля – хореограф Саша Вальц, которую в России в отличие от Митчелл уже хорошо знают. Мы привозим один из лучших её спектаклей последнего времени – «Impromptus» на музыку Шуберта. Ещё из важных событий – спектакль «Проба грунта в Казахстане» знаменитой группы «Римини Протокол», которая тоже уже бывала в Москве.
Кроме немецких спектаклей, я бы еще обратила особое внимание на французскую компанию Филиппа Декуфле, спектаклем которой «Octopus» NET открывается 14 ноября. Но вообще фестивальная программа хороша как некий букет – ведь невозможно сказать, какой цветок в нем главный, все дело в их сочетании. У NETа в этом году довольно компактная программа, и, только посмотрев ее всю, можно будет оценить тот букет, который мы собрали.

— Спектакли Митчелл ни разу не были в России, в том числе из-за невероятной технической сложности. Как удалось привезти «Кристину», и насколько вообще сложно найти финансирование на фестиваль формата NET?

— Немецкие театры — головная боль для любого театрального продюсера. Во-первых, их спектакли, как правило, очень дороги, во-вторых, немцы – перфекционисты. От того, что написано в техническом райдере, нельзя отступить ни на йоту. Помню, как мы несколько лет назад искали красных рыбок для «Норы» в постановке Томаса Остермайера (спектакль театра «Шаубюне»). Они должны были быть строго определенного размера — скажем, 20 сантиметров, 21 их уже не устраивал.

Но даже на этом фоне спектакль «Кристина» чрезвычайно сложен. На одну только его монтировку уходит четыре дня; даже сложные спектакли монтируются дня за два. Но мы все же решили, что лучше привезти один важный спектакль, который запомнится как знаковое событие фестиваля, чем тонны качественного театрального гарнира.

А где мы берём деньги?.. Несколько лет назад нашим партнёром стал фонд Михаила Прохорова — что, собственно, и позволило NETу оставаться на плаву. Но вообще искать деньги на современный театр в России крайне сложно, он особо не интересен ни чиновникам, ни магнатам. Они скорее дадут деньги на шоу, на оперную звезду, на 258-й показ «Арлекина, слуги двух господ» Джорджо Стрелера, но не на новый европейский театр. Поэтому долгие годы на вопрос «Кто ваши главные спонсоры?» мы отвечали: «Безымянные европейские налогоплательщики». Мы опирались на поддержку Французского культурного центра, Гёте-института, других международных организаций. Они брали, да и до сих пор берут на себя значительную часть расходов, благодаря чему мы и выживаем.

Штефан Кэги и его компания «Римини Протокол» участвуют в фестивале уже второй раз, а до этого приезжал просто так и рассказывал о своих спектаклях. Вы часто приглашаете тех, с кем уже познакомили публику?

— «Римини Протокол» — не исключительный случай. Каждый раз мы стараемся соблюсти в программе некий баланс: с одной стороны, открыть московским зрителям новые имена, с другой – следить за творчеством тех режиссёров, которых открыли для Москвы прежде. Так было с очень многими нашими гостями: Алвисом Херманисом, Виктором Бодо, Жозефом Наджем. «Римини Протокол» — один из лучших документальных театров Европы, и нам небезразлично, в какую сторону он двигается. Перефразируя классика, мы несём ответственность за тех, кого открыли.

— Фестиваль существует 14 лет, и за это время весь российский театральный процесс изменился до неузнаваемости. Как вы считаете, сыграл ли тут NET какую-то роль?

— Честно говоря, хотелось бы, чтобы он сыграл гораздо большую роль, чтобы театр изменился ещё существеннее. Ведь все изменения происходят в очень узком сегменте. Мне радостно, что они затронули не только Москву, но и города вроде Прокопьевска или Кирова, но всё равно это лишь капля в океане. Основная толща театральной воды до сих пор находится в неподвижном состоянии. Но дело в том, что, когда мы начинали в конце 90-х, в российском театре не просто не было новых театральных трендов, сам облик театра был каким-то геронтологическим. Самым молодым режиссёром считался Сергей Женовач, которому уже стукнуло 40 лет. Театральная кровь практически не обновлялась. А в начале нулевых этот процесс все же пошёл. И заслуга NETa (мы ведь намеренно сделали поначалу ставку не на мэтров, а на молодых режиссеров), надеюсь, здесь тоже была.

— Сейчас в русском театре наконец пошли те перемены: смена худруков, театральные реформы, приход к власти тех, кто много лет числился в молодых режиссёрах. Как вам кажется, почему это началось именно теперь?

— Ну, я бы ответила так: потому что гиря дошла до пола. Процесс стагнации стал настолько очевиден, что и чиновники, и многие театральные деятели ощутили необходимость и кадровых перестановок, и административных шагов, которые позволили как-то разворошить болото. Ведь театр – единственная сфера жизни в нашей стране, почти не изменившаяся в административном и хозяйственном смысле со времён Советского Союза. Какой она была при позднем застое, такой она и дожила в законсервированном виде до сегодняшнего дня.
Есть ли тут какие-то преимущества? Конечно, есть. Но гораздо больше недостатков. Иногда наш театр напоминает мне человека, который живёт в эпоху интернета, но продолжает пользоваться голубиной почтой. Кстати, в некоторых театрах до сих пор пишут приказы на печатных машинках. И завлитам долгое время надо было объяснять, что текст, вышедший в интернет-издании, не менее значим, чем статья в какой-нибудь местной городской «правде». Им главное было – вырезать статью из газеты и кнопочками повесить на стенд. А как вырезать ее из интернета, они не понимали. Конечно, сейчас ситуация меняется, но в целом сила инерции в театре очень велика. И хотя какие-то положительные сдвиги наметились, обольщаться я бы не стала. Театральное болото по-прежнему огромно, и трясина может засосать самые благие начинания.

— Почему те, кто прочтёт это интервью, должны обязательно прийти на NET?

— Наш фестиваль старается показывать настоящее театра и заглядывать в будущее. Прозревать в том, что делают художники сегодня, какие-то новые очертания театра сценического искусства. И если читателям сайта интересно не только настоящее театра, но и его будущее, спектакли, которые мы привозим, все же стоит посмотреть.

Новости и материалы
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
Все новости