Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Танцующее ружье

В прокат выходит индийский фильм «Случайный доступ 3D»

В прокат выходит «Случайный доступ 3D» — болливудский блокбастер про сбежавшего из видеоигры суперзлодея.

Лондонский разработчик компьютерных игр (Шахрух Хан) изобрел технологию, которая, как бы это попроще объяснить, позволила создавать в реальном пространстве живые трехмерные образы из разнообразных электромагнитных полей. Нет, к черту подробности, тут все как в фильме «Трон», но наоборот: не программиста затягивает в игру, а антигерой (Арджун Рампал) из нее сбегает. Такое тоже уже случалось — вспомните «Газонокосильщика»: там парень сначала отчаливал в виртуальную реальность, а потом по телефонным проводам обратно в мир лез. Теперь и телефонные провода не нужны: окружающее пространство заполнено сигналами сотовых станций и телефонов, wi-fi, 3G, 4G — раздолье для ренессанса киберпанка. В общем, супербосс ищет среди людей единственного пользователя игры, который смог надрать ему задницу. По неслучайному совпадению это десятилетний сын разработчика (Армаан Верма): именно он посоветовал папе создать игру с непобедимым злодеем, но изловчился справиться и с этим препятствием.

Сюжет не блещет оригинальностью, а все попытки ренессанса киберпанка в его старорежимном блеске (тот же сиквел «Трона») наталкиваются на то обстоятельство, что в мире пятых айфонов и фейсбука понятие виртуальной реальности реализовалось не переносом людей в нарисованные миры, а в форме гораздо более скучных социальных сетей.

В общем, не было бы и повода для разговора, но «Случайный доступ 3D» — это индийское кино.

В каком-то смысле это индийские «Ночной дозор» и «Обитаемый остров» — очень дорогое амбициозное предприятие по созданию продукта, который смог бы конкурировать с Голливудом в жанре для Болливуда нетипичном.

Результат любопытен уже как социокультурный феномен, тем более что это уже не первая индийская попытка. Пару лет назад своего рода мемом в ютьюбе стал видеоролик, смонтированный из сцен фильма «Робот»: там индийский механический сверхчеловек и его многочисленные копии творили нечто совершенно невообразимое — собирались на манер цирковых акробатов то в гигантский шар, чтобы раскатать роту индийского спецназа, то в исполинскую змею, чтобы преследовать героев.

В общем, словами не описать — лучше это увидеть.

С бюджетом около 20 миллионов долларов «Робот» стал самым дорогим индийским фильмом и оказался невероятно успешен в местном и даже международном прокате. Причем это был даже не Болливуд, а Колливуд — кино южных штатов Индии, где говорят и снимают на тамильском языке. Так что Болливуд должен был ответить — и ответил кибербоевиком с бюджетом более 22 миллионов долларов (плюс 10 на рекламу). Результат — успех в прокате, восторги индийской критики по поводу технического исполнения и посыпание голов пеплом в связи с чудовищным сценарием, режиссурой и актерской игрой. Любопытно наблюдать, как в другой очень большой стране с архаической культурой пытаются ломать стереотипы и что из этого получается.

Автор сценария и режиссер Анубхав Синха беззастенчиво заимствует отдельные западные детали и целые сюжетные схемы.

Герой и антигерой компьютерной игры существуют за счет своего рода атомных сердец, как у Железного человека. Вся линия про то, как робот послабее защищает мальчишку от робота помощнее — это уже чистый «Терминатор 2: Судный день». Актеры при этом играют не боевик, а гротескную комедию в стилистическом диапазоне от «Один дома» до «Тупой и еще тупее» (как и киберпанк, это тоже ретро).

А стоит очередной погоне или драке остановиться, как вспоминается анекдот: если в начале индийского фильма на стене висит ружье, то в конце оно будет петь и танцевать.

Замените «ружье» на «робот» и получите краткую формулу картины.

Видимо, это не бессознательное попадание в ловушку традиций, а попытка самоиронии. Жена неуклюжего программиста (Карина Капур), например, озабочена тем, что в индийской речи не равны мужчины и женщины, но ее изложение необходимых в этой связи изменений оборачивается смехотворными оговорками и скабрезными двусмысленностями. Сам же главный герой постоянно цитирует миротворческие высказывания индийских мудрецов в диапазоне от Махатмы Ганди до вымышленных — к невероятному раздражению сына. То есть это еще и детское кино о том, что добро предпочтительнее зла.

Понятно, почему в такие моменты индийские критики испытывают неловкость. Зато необычность формы подкупает критиков американских. То, что дома кажется лубком, за рубежом воспринимается как экзотика: надо же, болливудское кино про любовь и семейные ценности, но с роботами. И правда, надо же.

Новости и материалы
Завершены съемки драмы Тины Баркалая «Жемчуг»
Вильфанд предупредил об опасности схода лавина на юге России
Трамп объяснил, почему Маск не сможет занять его место
Врач предупредил, чем может обернуться невылеченная межпозвоночная грыжа
Российские военные заманили в засаду подкрепление ВСУ в районе Курахово
На Украине нашли бывших военнослужащих из Бразилии, воюющих на стороне ВСУ
Самолет проехал носом по ВПП в аэропорту Ирландии
РФ может запустить прямые авиарейсы с Бразилией, Малайзией и Пакистаном
В Италии нашли объяснение «нервным всплескам» Зеленского
На старейшей площади Берлина нашли около 200 статуэток с мощами святых
Раскрыт механизм запуска болезней из-за стресса
В Словакии назвали визит Фицо в Россию пощечиной Зеленскому
Подростку оторвало пальцы взрывом петарды
Командующий дальней авиацией РФ рассказал о «воздушных хулиганах»
В США дочь мэра отправили в тюрьму за совращение школьника
Минтранс Камчатки проверит все обстоятельства инцидента с самолетом Ан-2
Ученые назвали новое место для поисков воды и жизни на Марсе
На КПП в Нарве ухудшилась ситуация с переходом границы
Все новости