Общее благосостояние таково, что бедность может исчезнуть, причем уже при жизни нынешнего поколения. Не будет нищих на улице, не будет детей, которые остаются без образования из-за того, что у родителей нет на это средств. Не будет и тех, кто не сможет обратиться за медицинской помощью из-за отсутствия страховки, голодающих. Счастье, взаимопомощь, взаимная ответственность, сокращение потребления, забота об окружающей среде и будущем поколении как принципы построения общества и обществ.
Когда начинаешь читать книгу «Цена цивилизации» Джеффри Сакса, известного экономиста, профессора Колумбийского университета, возникает ощущение, что по ошибке взял с полки томик трудов далай-ламы.
Сакс в течение 25 лет был советником по решению экономических проблем в разных странах, в том числе и в России во время первого срока президентства Бориса Ельцина — к нему любили обращаться за комментариями о состоянии полуживой российской экономики все постперестроечные телеканалы, и поэтому его борода и очки наверняка знакомы россиянам, которым больше 30.
До недавнего времени автор был убежден, что экономики других стран имеют куда более острые проблемы, чем его родная Америка «с ее огромными богатствами, глубокими знаниями, передовыми технологиями и демократическими институтами». Но кризис показал, что на страну давят множество нерешенных вопросов: власть корпораций, их стремление к высоким прибылям, их сговор с государством, финансирование предвыборных программ коммерческими компаниями, низкая доступность образования — все это приводит его страну к увеличению разрыва между бедными и богатыми, росту потребления, государственного долга, сокращению затрат на новые разработки.
Особенно экономист возмущен безнаказанностью тех, кто создал финансовый кризис в 2008 году, — банкиров с Уолл-стрит.
Goldman Sachs, Citigroup и JP Morgan Chase — он называет их главными движущими силами кризиса, а больше всего он недоволен тем, что выходцы из этих банков заняли места в администрации Барака Обамы. Президентов США Сакс вообще в интеллектуальном плане не жалует: каждый новый обитатель Белого дома, язвит он, продолжает вести политический курс предшественника.
«У американцев возникло впечатление, что в корпоративной Америке одни мошенники... причина — почти полная безнаказанность лжи и дорогостоящих провалов руководства... Банкиры, обрушившие мировую экономику, сохраняют свое положение на вершине пирамиды, продолжают на заседаниях в Белом доме сидеть напротив президента или посещать государственные банкеты как почетные гости», — пишет он.
После таких выкладок становится ясно, что от умиротворенных мечтаний, с которых Сакс начал свою книгу, не осталось и следа и сейчас всем достанется.
И точно, Сакс специально разбирает размер вознаграждений, которые получают менеджеры банков. Он указывает, что премии не уменьшились даже в 2008 году, когда дела у этих институций шли из рук вон плохо и государство оказывало им финансовую поддержку, и что такое не ослабевающее, несмотря на трудные времена, внимание властей к банкирам с Уолл-стрит приводит к еще большему разрыву между богатыми и бедными.
И вот в этом месте Сакс — по крайней мере, если смотреть из России — радикально выходит из того образа, который он себе создал в нашей стране в позапрошлом десятилетии. Телезрители 90-х помнят его по рассказам о том, как хорош свободный рынок и как много пользы он принесет государству, скинувшему с себя трухлявый скелет плановой экономики.
В «Цене цивилизации» мы видим совсем другого Сакса — едва ли не социалиста.
Он поминает недобрым словом рейгановскую программу «Борьба с бедными», в соответствии с которой были сокращены одновременно и налоги, и социальные программы. Для борьбы с нищетой среднему классу надо перейти к разумному потреблению, возражает Сакс, а богатым — стать социально ответственнее и платить повышенные налоги.
Дальше — больше: основываясь на статистике, результатах опросов, отчетностей компаний и заявлений экспертов он делает вывод, что Америке необходимо сокращать расходы на военные нужды, поглощающие не менее 5% ВВП, необходимо увеличение социальных (здравоохранение, образование, забота о бедных, старых и детях) и научных (в том числе в области поисков новых способов добычи энергии) программ. А также — вот тут за автора становится страшно, как бы не распяли его за это соотечественники-республиканцы — усиление роли государства как исполнителя и контролера этих программ.
Российскому читателю в этом месте впору трясти головой и щипать себя: Сакс критикует экономику, в которой отсутствует центральное планирование, и называет «заблуждением» идеологию свободного рынка.
Кажется, еще немного, и бывший главный евангелист либеральной экономики на территории стран СНГ начнет цитировать знаменитую «Доктрину шока» злейшего критика капитализма Наоми Кляйн.
Жаль только, что в определенный момент весь левацкий публицистический запал, который охватил экономиста, начинает тонуть в каком-то удивительно назидательном тоне, в котором автор рассуждает о такой, в общем-то, нескучной вещи, как глобальный экономический кризис.
Сакс повторяет одни и те же факты по нескольку раз; миллионам людей на Земле будет приятно прочитать, что богатые спекулянты не могут, а должны финансировать бесплатные социальные программы, но стократное повторение тезиса о продажности телевидения и коррумпированности власти становится уже немного утомительным.
Еще одна особенность книги может помешать ее восприятию российским читателем: Сакс пишет только об экономике США, а мировую поминает лишь в связи с тем влиянием, которое на нее оказывает Америка. Так что читающему русское издание придется самому себе достраивать причинно-следственную связь между описываемыми в книге явлениями и тем, как он, читатель, прожил эти самые 2008-й и 2009-й.
Но вот как раз в разборе особенностей своей страны, надо признать, Сакс весьма остроумен:
по крайней мере, причины кризиса-2008 в Америке он разбирает весьма логично, точно, системно и безжалостно, не сваливаясь при этом в левую пропаганду.
Но к концу книги, когда настает время для выводов и обобщений, Сакс снова берет интонацию интеллигента конца XIX века: «Все мы управляющие, опекающие будущее в момент, когда нашему собственному общему будущему угрожают экономические расколы, близорукость и усиливающийся экологический кризис. Перед нами стоят огромные задачи. Нам предстоит восстановить веру американцев в демократию и равенство. На нас лежит высокая ответственность перед нашими детьми и последующими поколениями. Начнем же работу».
Джеффри Сакс. «Цена цивилизации».
Издательство Института Гайдара, 2012.