Отмечаемое в этом году 1150-летие русской государственности назвать полноценным юбилеем можно лишь с долей условности. Призвание варягов во главе с Рюриком на правление в Новгороде — событие скорее легендарное, чем строго доказанное, хотя более поздние события подтверждают: действительно, нечто похожее могло иметь место в середине IX столетия. Но убедительных фактов, прямо говорящих в пользу этой версии, по-прежнему нет. А уж предшествующая эпоха в истории славянской цивилизации — вообще темный лес. Правда, ориентироваться в этом лесу, иногда на ощупь, специалисты все-таки научились — в основном благодаря археологии. Кстати, как раз сегодня, 15 августа, у археологов профессиональный праздник.
Накануне они получили роскошный подарок от другого сообщества, занятого изучением разного рода тайн и загадок: Государственный исторический музей принял на хранение клад, оказавшийся в руках у брянских чекистов.
Подробности дела не разглашаются — надо полагать, из соображений оперативной секретности, как любят говорить в этом ведомстве. В коротенькой справке, приложенной к пресс-релизу, сообщается лишь, что «клад добыт т. н. черными копателями в результате незаконной кладоискательской деятельности на территории археологических памятников области. Археологические находки предполагалось продать либо в России, либо за ее пределами. Предпринятыми органами безопасности мерами удалось установить личность «черного копателя» и склонить его к добровольной выдаче ценностей государству».
Ценности и впрямь немалые.
Где-то в окрестностях реки Десны самодеятельные археологи обнаружили большой комплекс артефактов, относящихся, предположительно, к III веку нашей эры. Гривны, декорированные браслеты, нагрудные цепи и бусы, фибулы (застежки для одежды), элементы конской сбруи — все эти предметы обладают, конечно, и ощутимой рыночной стоимостью, но для науки они важны как исследовательский материал. Сопоставимый по значению клад попадал в Исторический музей только однажды, больше столетия назад: это были находки, сделанные в городище Мощина на территории Калужской области. Разумеется, одиночные объекты или их мелкие группы тоже бывают важны, но большой комплекс — совсем другая история. Например, в составе нынешнего клада соединяются бронзовые украшения, исполненные по римским образцам, и зеркало сарматской работы, прототипом для которого послужило китайское изделие. То обстоятельство, что хранились они в одно время и в одном месте, позволяет строить новые гипотезы о роли древних славян в «международном разделении труда».
Впрочем, до подробных исследований и обстоятельных выводов дело пока не дошло.
С определенностью можно лишь утверждать, что клад относится к киевской археологической культуре, ареал которой располагается на территории трех государств — Украины, России и Белоруссии. Здесь обитали славяне и балты. Скорее всего, предметы происходят из раннеславянского племени, известного под именем венетов. Первые письменные упоминания о них относятся к VI веку. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» историк Иордан сообщал, что «от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются склавенами и антами». Напомним, что брянский клад датируется еще более ранним периодом, чем описанный Иорданом. Директор ГИМ Алексей Левыкин уверен, что многие артефакты в недалеком будущем займут место в постоянной музейной экспозиции, но прежде с ними надо как следует поработать.