Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Это в хорошем смысле шутовство»

Интервью Андрея Грязева, режиссера фильма «Завтра»

Режиссер фильма «Завтра» Андрей Грязев рассказал «Газете.Ru» о том, как он снимал арт-группу «Война», почему считает ее активистов персонажами комиксов, а также о превращении документации в документальное кино.

Фильм режиссера Андрея Грязева «Завтра» об арт-группе «Война» обрел славу, какой удостаивается редкое документальное кино. О нем начали спорить еще на Московском кинофестивале — жюри конкурса неигровых картин, по словам его председателя Павла Павликовского, едва не передралось, обсуждая вопрос, стоит ли награждать этот фильм. Масла в огонь подлили сами активисты — они написали письма программному директору ММКФ, а затем и представителям компании-прокатчика с требованием убрать из кинотеатров картину, вмешивающуюся в их частную жизнь. Сейчас фильм можно увидеть в Москве в кинотеатре «Фитиль» и в «Фотолофте» на «Винзаводе». Режиссер Андрей Грязев рассказал «Газете.Ru» о том, как он снимал активистов «Войны», как реагировали на фильм зрители Берлинале, и о том, зачем художники пишут письма.

— Что вас привлекло в группе «Война»?

— Моей задачей, можно сказать, было показать «Войну» голыми — без одежд медийного образа, без окружающей их героики и тем более без того пиара, которым сопровождаются все их акции. Ведь в случае с «Войной» акция состоялась не тогда, когда она происходит или уже произошла, а когда о ней стало известно и это известие распространяется, здесь медиа являются частью игры, своего рода партнером, без которого игра невозможна. Я же хотел показать их вне этой игры.

А акции «Войны» своего рода шоу — оно долго репетируется, затем совершенно безукоризненно реализуется. При этом все их акции — не прямого действия (как, скажем, у нацболов), а символического. Когда они переворачивали машину, этого никто не видел — а увидели потом, когда это было зафиксировано с нескольких точек несколькими операторами.

В акционизме чрезвычайно важен жест, который происходит «здесь и сейчас». А в работах «Войны» больше театральности.

— А почему вы вообще решили делать кино про современное искусство? Не самая благодарная тема для кино.
<1>
— Я не то чтобы сидел и думал — про кого бы из представителей актуального искусства мне снять фильм? На самом деле просто жизнь их как-то рядом поставила. Я стал искать с ними контакта после акции с «автопробегом» Леонида Николаева по правительственному лимузину. Бывает такое чувство, когда понимаешь: перед тобой несомненный герой. Как молния тебя пронзает. Но их принадлежность к современному искусству не была предопределяющей. Я на них смотрел со своих позиций, как режиссер кино. На них — и на их акции. Многое можно было иначе снять...

— Подождите, расскажите, как вы решили заниматься именно ими?

— Ну, я стал искать о них в интернете. Первое, что меня глубочайшим образом поразило, - это такие... военные совершенно отчеты об их акциях. Написано было с каким-то снобизмом и очень бравурно. Я захотел познакомиться с ними и узнать, каковы они на самом деле. Мы списались и уже скоро встретились — на Арбате. Им, в свою очередь, тоже было интересно — интересно выйти на новый уровень съемки, документации акций, их… «обдуманности». Ведь обдуманность на самом деле возникала у них только тогда, когда акцию описывал Алексей Плуцер-Сарно (ученый-филолог, участник группы «Война», ведущий ее летопись. – «Газета.Ru»). Мне было интересно, что они представляют собой без Плуцера.

— Ну хорошо, то есть вы стали их документатором?

— Ну, они получали право использовать мои съемки акций, а я — их время и возможность их снимать. Но моя документация, которая вставлена в монтаж, в контекст фильма, играет уже совершенно другую роль и работает на другой сюжет. Теперь это не разрозненные ролики с Youtube, а единая картина.

— Документалисту же приходится как бы растворяться, как будто его нет.

— На самом деле не всегда легко было от них отделяться — вот только что вы спали вместе на полу, ты проснулся немного раньше — и что делать, доставать камеру или идти готовить завтрак? Но вообще-то я не очень люблю «растворяться» — те, кого ты снимаешь, должны быть с тобой в нормальных отношениях. В сцене, когда к палке приматывают скотчем нож, скотч в какой-то момент закончился. Я выключил камеру, положил ее в рюкзак, и мы с Олегом пошли по ларькам в три часа ночи искать скотч.

— Кто для вас группа «Война» — система персонажей и их взаимоотношений или, наоборот, отряд героев от искусства, делающий вылазки во внешний мир?

— А одно раскрывается через другое. Пока они перетирают о том, как им обустроить очередную акцию, они раскрываются как персонажи — ругаются, мирятся, предлагают, отвергают. Хотя мне интереснее и ближе их отношения, а не акции и их борьба — а от фильма часто ждут, что он будет летописью их акций.

— Вы не боялись, что вас привлекут за соучастие? Ведь активистов «Войны» сажали за их акции в СИЗО?

— Ну, я нигде не засвечен, и за съемку у нас не привлекают. Их дело закрыто, и событие преступления не доказано. Хотя за мной следили, конечно, и часто это было вполне заметно. Слушали телефон, ходили, хотели установить круг контактов... Я всегда ношу с собой маленькую камеру. Однажды я достал ее и стал снимать, как передо мной идет топтун. Он занервничал. Я прошел мимо него и направил камеру прямо на него — так он закрыл лицо руками и отвернулся!

— А были эпизоды, когда вы видели, что участники «Войны» работают на камеру?

— Не совсем так. Понимаете, есть Олег Воротников — а есть Вор. Есть Наталья Сокол — а есть активистка по прозвищу Коза. И нужно четко отделять, когда они выступают от себя, а когда — как персонажи комиксов, супергерои с прозвищами. И они между этими амплуа в фильме иногда переключаются.

— А в фильме, кажется, наоборот — они пытаются стереть границу между своим лицом и маской.

— А вот камера это и фиксирует — когда они заигрываются, когда переигрывают, когда делают что-то специально ради камеры. Их нельзя воспринимать со звериной серьезностью...

— Воротников в фильме как раз и говорит, что «Войну» нужно воспринимать серьезно...

— Я немного про другое. Все, что они делают, направлено на выявление и демонстрацию противоречий — в жизни, в искусстве. Про них появляются тексты, которые всерьез анализируют их акции и деятельность, которые навязывают вам интерпретацию, прочтение их деятельности. А их деятельность — это в хорошем смысле шутовство, которое и воспринимать надо как шутовство, воспринимать со здоровой иронией и чувством юмора. Знаете, почему в Берлине «Завтра» смотрели с таким интересом? Вовсе не потому, что я суперрежиссер. Просто там нет проблем с чувством юмора, и восприятие у зрителей свежее, свободное от навязанных смыслов и медийного образа «Войны». А почему в России их воспринимают совершенно по-другому? Потому что есть огромный вал информации, который формирует образ группы «Война» задолго до знакомства с ними: одним они заранее кажутся хулиганами (а значит и фильм про них — плохой, и смотреть не стоит), а другие — уже готовыми героями и борцами (а значит и кино — фанфары). А «Война» не дает ответов — она лишь ставит вопросы. Я тоже уже в монтаже старался не давать зрителю воспринимать происходящее однозначно: вот Каспер нежничает с мамой, и зритель умиляется, а потом он швыряет бутылки в фонтан — и зритель уже в недоумении.

— В Москве «Завтра» вызвал скандал, а как вас принимали и воспринимали на Берлинале?

— Ну, если говорить про «Войну», то, мне кажется, их там восприняли как людей, которые занимаются некими акциями в России и получают за свои действия немыслимый ответ от государства. А само кино — было пять показов в зале на 600 человек, и почти все оставались на встречу со съемочной группой. Задавали вопросы, вживались в замысел. У российского — фестивального — зрителя вопросов, кажется, нет: не успели закончиться титры, ползала убежали на следующий сеанс. А значит, и проживание поверхностное.

— Тяжело было выпустить фильм в прокат?

— Я выслушивал много интересного от прокатчиков про этот фильм. Кто-то говорил — неинтересно. Кто-то — очень интересно, но коммерчески невыгодно, показывать не будем. Кто-то — очень интересно, но «кино ведь революционное, нас закроют». И в конце концов нашел прокатчиков, которые не только загорелись самим фильмом, но и всем тем, что вокруг него происходит.

— Вы имеете в виду письма группы «Война» директорам фестивалей и вашим прокатчикам с требованием снять фильм?

— И это, и прессу, и конфликты в жюри документального конкурса ММКФ...

— Скажите, а за что ваши герои на вас взъелись? Вам не кажется, что они с помощью вашего фильма продолжают свою акционистскую деятельность.

— Я вам расскажу такую историю. У меня в фильм не вошел такой эпизод. После «Дворцового переворота» телеканал НТВ прислал «Войне» запрос на комментарий по данной акции — что, мол, вы хотели сказать. И началось долгое обсуждение на кухне — делать это или нет. Наталья говорила — вы что, ни за что в жизни, мы делаем акции не для НТВ. Олег отвечал, что вот Лимонову пришлось годы жизни положить на то, чтобы об акциях нацболов говорили по телевидению, и что предложение НТВ — это возможность дойти до тех людей, которые не пользуются интернетом. Вопрос о том, что их слова могут переврать и представить так, как угодно НТВ, не обуждался — «Война» всегда предоставляла комментарии и заявления только на условиях воспроизведения «как есть».

Ну, мне вот кажется, что мой фильм — это как раз нечто вроде такого предложения. Почему бы не напомнить о себе таким способом — написать письмо директору фестиваля? Почему бы не устроить акцию еще и из фестивальных показов? Кстати, одним из доводов Воротникова в том споре было то, что каждый проект живет пять-шесть лет. Например, были нацболы — а теперь вышли из центра внимания. Группа «Война» появилась в 2008 году, но события стали развиваться быстрее — и не факт, что нас пересажают, может, мы сами выгорим.

Новости и материалы
Обвинение выступило против освобождения Иванова из СИЗО
На Западе заявили, что ВСУ заранее проиграли битву за Часов Яр
Ученые назвали важный фактор прочных отношений, о котором часто забывают
Китай поддерживает Сербию в вопросе с Косово
Сhery сбросила с высоты кроссовер, чтобы доказать его безопасность
В новых регионах России планируют реконструировать пять аэропортов
ВС РФ уничтожили цех по производству БПЛА для украинских войск
Анна Чиповская рассказала, что думает об «обязанности» женщины иметь детей
На Украине арестовали экс-главу Фонда госимущества
В двух областях Украины объявили воздушную тревогу
Россия приветствует предстоящую встречу глав МИД Азербайджана и Армении
В Польше раскрыли новые подробности о «российском дезертире»
МИД РФ: ЕС удерживает около 100 тысяч тонн удобрений из России
Губерниев призвал Дзюбу дать ответ по поводу происходящего в «Локомотиве»
Армия России ответила на попытки Украины нанести ущерб объектам энергетики в РФ
В аэропорту Липецка ввели план «Ковер»
Российского школьника укусила гадюка, мальчик не мог получить помощь несколько часов
«Сейчас импортозамещение»: Александр Васильев рассказал о «наказании» от Первого канала
Все новости