Спросите любого режиссера, который снимает фильмы с продолжениями, на какой части франшизы стоит остановиться, чтобы не позориться и оставить о себе хорошую память, и он вам ответит — на третьей. Все-таки трехчастную структуру произведения никто не отменял.
Начали, раскачались, пошумели, закончили, и хватит: к четвертому фильму герои уже оказываются в доме престарелых и пытаются вспоминать старые добрые времена перед полупустыми кинозалами.
В конце концов, «Матриц» было три, не говоря уже о «Властелине колец». Милла Йовович будет сражаться с зомби хоть до пенсии, но к «Обители зла» никто уже серьезно не относится, а Индиана Джонс явился в нулевых, чтобы изгадить нам воспоминания детства, где ему самое место.
В этом году «Ледниковому периоду» исполнилось ровно десять лет: именно в 2002-м мамонт Мэнни подобрал детеныша первобытного человека и подружился со смешным ленивцем Сидом и трусливым саблезубым тигром Диего.
В 2006-м в «Ледниковом периоде-2» случилось глобальное потепление, а Мэнни нашел себе мамонтиху Элли, которая думала, что она опоссум, и спала вниз головой, обхватив хвостом ветку. В 2009-м счастливое семейство хоботных ждет уже прибавления семейства, но Юрский период так легко не отпускает, приходится побегать от разъяренной тиранозаврихи, чьи яйца украл туповатый Сид.
Здесь пора бы и закруглиться, но авторы франшизы явно сообразили, что тогда закончат историю именно там, где начался «Американский пирог».
То есть неплохо бы посмотреть, как начнет себя вести подросшее потомство мамонтов в период полового созревания.
В четвертой части продолжение рода Мэнни зовут так же, как дочь Боба Гелдофа, — Пичес, она уже подросток и влюбилась в главного красавчика местного склона, который всюду ходит с двумя популярными мамонтихами, у которых челки и чуть ли не сумки «Биркин». Это сливки местной элиты, и ведут они себя как блондинки из «Дрянных девчонок». Слава богу, что «Ледниковый период-4» — детский мультик, а не «Американский пирог», здесь никто не пытается кончить Пичес на хобот. Сверстники лишь слегка издеваются над тем, что папа не разрешает Пичес гулять до полуночи (одна из немногих «взрослых» шуток в фильме: «Гулять с мальчиками ты сможешь только после моей смерти. И то подожди еще дня три — убедись, что я точно мертв»).
Пока Мэнни оберегает дочь от первой влюбленности, в животном мире постледникового периода происходят важные процессы, которые в реальности случились за десятки миллионов лет до того, как жили мамонты.
В Голливуде, как известно, своя реальность, миллион лет туда-сюда — мелочь и вполне простительное допущение. Всеобщая любимица, белка Скрэт, которая ведет себя по отношению к желудю как увидевший кольцо Горлум, упала на самое ядро Земли и, попрыгав на нем, разогнала континенты по всемирному океану. Тектонический сдвиг грозит истреблением привычному ареалу Мэнни и его команды, их уносит в открытый океан, где мамонт, тигр, ленивец и его потерявшая челюсть бойкая бабуля попадают в плен к разношерстной шайке пиратов (шимпанзе, кролик, тюлень, кенгуру и саблезубая кошка).
Собственно, модная после «Пиратов Карибского моря» тема с захватами судов — единственное новое, что, по большому счету, появилось в «Ледниковом периоде». Ну еще Сида обводит вокруг пальца хитрая родня, Диего находит романтический интерес, маленькая мамонтиха осознает, что семья важнее какого-то парня, ну открыли по дороге Америку раньше Колумба на десятки тысяч лет, да жадный до желудей Скрэт затопил по дороге Атлантиду.
Ничего душераздирающе нового за полтора часа в «Ледниковом периоде-4» не происходит. Как и в «Американском пироге-4». Как и в «Обители зла-4». Как и в «Терминаторе-4», да и в «Шрэке-4» тоже.
Четвертая часть тут нужна (кроме очевидного — зарабатывания легких денег), чтобы Мэнни снова сделал доброе лицо, Сид повалял дурака, Диего проявил благородство и нашел свою тигрицу, а Скрэт опять вопил, увидев желудь.
Мы ведь любим возвращаться в места, где нам было хорошо.
«Ледниковый период» в смысле идей для дальнейших сиквелов — благодатней не придумаешь. Впереди еще эволюция неандертальца в homo sapiens, древние Рим с Грецией, куда мамонты вполне могут попасть благодаря крайне вольной фантазии сценаристов «Ледникового периода» (сирены уже есть в четвертой части). А потом, когда «оригинальные» идеи иссякнут, можно будет снять «Ледниковый период-21» о найденном недавно в Сибири замороженном мамонтенке, который позволит биологам восстановить его ДНК и вообще весь вид. И вот только тогда можно будет наконец объединить две франшизы и заодно их встряхнуть.
Зрители! Готовьтесь к «Ледниковому периоду против Мадагаскара: Когда Мэнни встретил Марти. Последняя мутация».
И это не воспаленная фантазия автора. В мире мэшапов, где Линкольн рубит топором вампиров, ковбои сражаются с инопланетянами, а Кира Найтли играет Анну Каренину одним подбородком, возможно все.