Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сегодня, завтра и всегда

В прокате «Завтра» Андрея Грязева

В прокат выходит фильм «Завтра» Андрея Грязева — почти не сентиментальное путешествие во внутреннюю вселенную группы «Война», одного из самых громких российских арт-проектов последнего времени.

Три человека, два парня и девушка, будто три молекулы, передвигаются между полками мини-маркета. Передвигаются только на первый взгляд хаотично — выбирают товар, который затем быстро оказывается в сумке упитанного молодого человека с бородкой и насмешливыми глазами, по имени Олег Воротников и прозвищу Вор. Шоп-лифтинг кончается не то чтобы удачно: уже на улице, куда вся троица вышла сквозь предательское пищание системы сигнализации, их догоняет крепкий охранник. Завязывается словесная перепалка, которая едва не перерастает в полноценную драку; страж выхватывает из сумки девушки батон хлеба и возвращается в магазин, матерясь под нос.

Основные припасы у крепкого Вора, с которым охранник решил не связываться.

Уже дома все добытое в неравном бою с техникой и стражей выкладывается на пол, пара пачек выдается сидящему на полу малышу — не то в качестве пищи, не то для игры и заточки недавно прорезавшихся зубов.

Так начинается фильм Андрея Грязева «Завтра», в который вошла сделанная режиссером документация акций группы «Война», а также съемки их повседневной жизни, ставшие результатом многомесячного сосуществования документалиста под одной крышей с не то семьей, не то общиной радикальных художников. Впрочем едва ли не половину фильма занимает фиксация на пленку процесса подготовки акций, от «Дворцового переворота» до «Х*я в плену у ФСБ» — этакая поваренная книга молодого художника-активиста.

Но грань между повседневностью и приготовлениями к нарушениям общественного порядка проследить сложно.

Вот Олег Воротников, повторяя рисунок случившегося полугодом раньше перформанса Лени «Е*нутого» Николаева, бежит по капотам и крышам машин; те либо униженно молчат, либо жалобно подвывают сигнализациями. Вот малыш Каспер Ненаглядный Сокол (кажется, он именно так и записан в метрике) уморительно поливает актуальных художников из лейки во время утренней побудки. Его мама, участница группы Наталья Сокол, по прозвищу Коза, хохоча, дает ему наставления, как это делать лучше и эффективнее (художники реагируют на удивление сдержанно); через несколько минут ясноглазый бутуз кидается некрасивыми бутылками в красивый фонтан. Вот все трое связывают скотчем несколько палок и приматывают к ним нож, чтобы в день милиции срезать с высоты большую растяжку «10 ноября — День милиции!». А вот горячо обсуждают детали (а точнее, фиксацию на фото и видео) акции «Дворцовый переворот».

В «Завтра» Грязева как будто нет общей драматургии: камера вводит нас в мир «Войны» в магазине, а после того, как художники заканчивают молниеносно рисовать на мосту член, сухо прощается.

Зато есть три пересекающихся и разъединяющихся круга — отношения героев между собой, их выступления во внешнем мире и их отношения с ребенком. Именно на этих трех кругах фильм и движется вперед. Причем если документация акций, став частью фильма, обладает всеми качествами захватывающего экшна, то в двух других хорошенько, прямо по школе Станиславского, проявляются характеры героев. Во всем, надо сказать, объеме: вот Вор цитирует Маяковского и выдает на камеру серьезные программные речи, а в следующем монтажном куске уже ругается с женой, выслушивая в свой адрес матюги. Вот Наталья Сокол учит ребенка названиям цветов, раскладывая вокруг него разноцветные мочалки, а вот уже честно рассказывает ему, где папа (в тюрьме). Ребенка здесь не забывают и не задвигают — его таскают с собой на акции (после участия «Войны» в «Марше несогласных» его даже отбирают у родителей), водят гулять, заботятся (иногда, правда, довольно своеобразно — дают погрызть полуфабрикаты прямо в полиэтиленовой упаковке) и даже снимают с ним пластилиновый мультфильм по мотивам акции с переворачиванием полицейской машины.

Из всего этого мог выйти вовсе даже не документальный, а художественный фильм.

Готовые типажи и сюжетная конструкция: странная компания как-будто искателей приключений — он, его жена, ее ребенок, их друг. Они изгои, бессеребренники, стихийные анархисты, художники. Ссорятся, мирятся, делают общее дело, утирают реальности нос и мужественно переносят положенные за это от реальности звонкие оплеухи — и нету в фильме никаких прошлых заслуг, тянущих на полноценную ретроспективу, есть только в этом месте, в это время — и это роднит картину Грязева с искусством перформанса. Кажется, именно такого эффекта и хотел добиться автор — чтобы мы воспринимали «Войну» не как прославленных героев искусства, не как, упаси бог, икон оппозиции, а как людей, которые любят дело, друга, супруга, детей и вообще ничего не боятся. То есть самых что ни на есть нормальных людей на свете — если, как говорят математики, убрать значения этих переменных. Кажется, автор своего добился — только без постановочных кадров, актерской игры, за счет одной только камеры, включающейся, когда надо и подлезающей, подползающей и бегущей туда, куда надо и когда надо. Или не кажется, а точно добился: на Берлинском кинофестивале «Завтра» показывали пять раз в зале на 600 мест, и после каждого показа почти сто процентов зрителей оставались на обсуждение с режиссером.

Однако стоило фильму пересечь границу, как он стал объектом критики такого уровня и накала, какой в блогосфере обычно именуется термином «медиасрач».

Режиссера обвинили во всех профессиональных и человеческих грехах — от нечестности в отношении героев и спекуляций на их громком имени до неумения снимать и монтировать документальное кино. Разделилось даже жюри документального конкурса ММКФ, где фильм был представлен: по признанию его председателя Павла Павликовски, жюри едва не передралось во время обсуждения, стоит ли награждать это произведение.

Добавила и сама группа «Война»: Воротников, Николаев и Сокол последовательно написали письма в дирекцию Берлинского фестиваля, затем программному директору ММКФ и прокатчикам картины, в котором обвинили Грязева в том, что он представляет в этом фильме их частную жизнь, снятую без разрешения; против директора Берлинале Дитера Косслика, по словам Грязева, троица даже выдвинула иск с требованием 40 тысяч евро (удовлетворен не был). Режиссер в ответ лишь демонстрирует копии безоговорочно оформленных документов, в том числе согласие на съемку. И кому-то здесь видится сговор режиссера и художников с целью подогреть интерес к фильму, а кому-то — очередная выходка Вора, Лени и Козы, на этот раз избравших объектом своей провокативной «акции» посвященную им картину. Но так или иначе, по воле героев Грязева или против нее, их перформанс шагнул с плоского экрана в трехмерную действительность, не подчиняясь никакому контролю — ни со стороны героев, ни со стороны автора, ни со стороны фестивалей и институций, — и «Война» продолжается.

Новости и материалы
Беспилотник атаковал нефтебазу в Краснодарском крае
Российские космонавты с МКС поздравили соотечественников с Днем Победы
Нарышкин назвал безответственными слова об отправке западных военных на Украину
Байден признал, что накануне вторжения в Ираке не было ядерного оружия
В России создали онлайн-карту военных памятников, снесенных за рубежом
Российский десант прорвал оборону ВСУ в зоне СВО
США признали, что не смогут отразить масштабную воздушную атаку на Ближнем Востоке
Израиль предупредил США, что пауза в поставках оружия может сорвать переговоры с ХАМАС
В Софии запретили проведение «Бессмертного полка»
Россиянам объяснили, почему нельзя пить кофе перед выступлением
Ким Чен Ын заявил, что Россия должна нанести поражение «кулачному праву империализма»
Президент клуба Первой лиги назвал условие поражения «Зенита» в РПЛ
Поставщик Renault подал иск о банкротстве «Москвича»
Байден сообщил, что США могут прекратить поставлять оружие Израилю
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Палата представителей конгресса США выступила против отстранения спикера Джонсона
В США признали критическую зависимость от поставок передовых чипов из Тайваня
Конгрессвумен Грин объявила о начале процедуры отстранения Джонсона от должности спикера
Все новости