В пятницу на «Ленфильм» приехал заместитель министра культуры РФ Иван Демидов — пообщаться с общественным советом студии. Разговор длился около трех часов. Демидов пообещал, что студию, переживающую самые трудные времена в своей истории, в любом случае сохранят. «Фонтанов и ресторанов на этом месте не будет», — сказал чиновник.
Однако деятели кино остались недовольны рандеву. Режиссеры уверены, что в Москве уже приняли решение, причем не в пользу одного из старейших отечественных кинопредприятий.
Ни один из членов общественного совета «Ленфильма» общаться с журналистами после разговора с Демидовым не захотел. Режиссеры и сценаристы покидали приемную директора студии, где велись переговоры с московским гостем, мрачные и неразговорчивые. Один из руководителей общественного совета режиссер Александр Сокуров стремглав вылетел из-за кабинета, буквально хлопнув дверью. Он пронесся мимо журналистов, проигнорировав просьбы о комментариях.
Позже Сокуров написал в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы»: «Мне кажется,
сегодня мы не совпадаем с Министерством культуры во взглядах на основные задачи, которые стоят перед культурой и кинокультурой в том числе. У нас абсолютно разные представления о том, чем должен заниматься кинематограф и каким должно быть его настоящие место. Я в растерянности. У нас нет точек соприкосновения».
Вслед за Сокуровым вышли Константин Лопушанский и Дмитрий Светозаров. «Это развод», — кратко охарактеризовал Светозаров состоявшуюся встречу. О накале страстей, несколько часов бушевавших в кабинете директора «Ленфильма», говорила огромная пепельница, доверху набитая окурками, которую вынесла секретарша. Иван Демидов покидал поле боя последним. Он был напряжен, вспотел, но без уговоров согласился ответить на вопросы прессы. Оказалось, что никаких решений Демидов из Москвы не привез.
«Сегодня был день встречи не для решений, — сказал он. — Моей задачей было познакомиться с «Ленфильмом». Был большой разговор о развитии отечественного кинематографа вообще, и мы услышали много дельных предложений для министерства».
Один из членов общественного совета рассказал «Газете.Ru», почему режиссеры остались недовольны разговором с Демидовым:
«Оказывается, есть некая концепция развития «Ленфильма», которую разработал совет директоров. Но, на наш взгляд, этот совет просто нелегитимен,
— сказал собеседник. — В этот совет входят люди, кандидатуры которых мы не обсуждали. Министерство культуры обещало нам, что этот совет директоров будет распущен. Сейчас выясняется: воз и ныне там. Нашу концепцию, проект общественного совета, будут задвигать под тем предлогом, что мы не зарегистрированы, то есть у нас нет какой-то правовой формы».
Напомним, проект общественного совета «Ленфильма» предполагает создание на базе студии «центра киноискусств». Общественники считают, что студия должна стать центром авторского, детского и регионального кино. «Это будет некоммерческое предприятие, которое создает блокбастеры, — так описывал проект Александр Сокуров, — Это студия для развития кинематографического искусства и культуры».
По словам Демидова, Министерство культуры передало в правительство три концепции развития студии – это проекты АФК «Система», общественного совета и совета директоров «Ленфильма».
Сейчас идет работа в экономических ведомствах, оценка этих концепций. «По итогам этой работы с учетом мнения Министерства культуры будет принято некое решение, как в дальнейшем будет развиваться студия «Ленфильм», — рассказал Демидов, — я думаю, это решение будет в сентябре и оно будет оформлено в виде постановления правительства». Но в любом случае, по его словам, «государство в лице Минкультуры убеждено, что «Ленфильм» необходимо возрождать и развивать как киностудию».
«Я не увидел в предложенных концепциях то, о чем так любят говорить, предложений все распродать и ничего здесь не снимать, — сказал Демидов. — Ни в одном из рассматриваемых вариантов подобных планов нет. Задача министерства – сделать так, чтобы «Ленфильм» стал базовой крупнейшей студией, производящей национальное кино».
Напомним, что больше всего нареканий (как у общественного совета «Ленфильма», так и у кинообщественности) вызвал проект АФК «Система», предполагающий преобразование студии в частно-государственное партнерство. Как утверждает Сокуров, эта концепция предполагала продажу контрольного пакета акций студии, вывод из работы кинопавильонов «Ленфильма» на Каменноостровском проспекте, создание на этом месте бизнес-центра, паркинга, ресторанов и т. д., а также объединение «Ленфильма» с принадлежащей «Системе» компанией Russian World Studios. АФК «Система» распространила заявление президента компании Михаила Шамолина, гласившее, что его корпорация займется «Ленфильмом» лишь в том случае, если их «попросят об этом».
При этом чиновник отметил, что в предложенных концепциях имеется «разница экономических подходов» и «некая разница сил, которые эти гигантские экономические запросы будет воплощать». «Много будет вопросов, а кто собственно сможет потянуть настолько крупный проект в плане менеджмента», — сказал Демидов.
На вопрос, почему некоторые участники совета выходили с переговоров в подавленном настроении, хлопали дверьми и даже назвали встречу «разводом», Демидов ответил так:
«Я не увидел, что это какая-то негативная оценка работы Министерства культуры. Не знаю, успокоилось ли сердце общественного совета, но я сказал, что и их концепция рассматривается. Сомнения общественного совета по поводу других концепций мы выслушали».
«Я ушел, потому что продолжение разговора было бессмысленным, — написал Александр Сокуров в блоге на сайте «Эха», — «представители Министерства культуры... заявили нам, что они будут ждать решения вопросов «Ленфильма» в экономических ведомствах страны, и как Минэкономразвития и Минфин решат — так и будет».
Сокуров такой позицией удивлен:
«Мы ведь вправе предполагать, что Министерство культуры существует и для того в том числе, чтобы лоббировать интересы культуры внутри госаппарата? Правда?
Но когда мы получаем ответы от Минкульта о том, что оно не будет защищать интересы, а будет ждать, когда эти интересы будет защищать кто-то другой, – какой смысл в дальнейшем разговоре?»
«Я полагаю, решение по судьбе «Ленфильма» уже есть, — резюмирует Сокуров, — на мой взгляд, не в пользу «Ленфильма». Сейчас кому-то просто нужно время для того, чтобы нас успокоить».