Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы все время про родину снимаем»

Интервью с руководителем компании «Профит» Игорем Толстуновым

Глава кинокомпании «Профит» Игорь Толстунов рассказал «Газете.Ru» об особенностях господдержки в киноотрасли, патриотическом «заказе» в кино и способах заработать на небольших проектах.

Продюсерская компания Игоря Толстунова «Профит» работает на российском кинорынке с 1995 года. В активе компании — фильмы «Три истории» Киры Муратовой, «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Питер FM» Оксаны Бычковой, » Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики и еще около полусотни картин, в том числе сделанных в рамках компании «НТВ-Профит». Сейчас «Профит» заканчивает работу над картиной «Метро» по одноименному роману Дмитрия Сафонова — этот фильм-катастрофа, который частично финансировал Фонд кино, выйдет в прокат в конце нынешнего года. В 2012 году компания «Профит» не вошла в число мейджеров, которым фонд выделяет государственную поддержку. Глава компании Игорь Толстунов рассказал «Газете.Ru», насколько сложно работать с государственными средствами и можно ли делать картины без них, какие фильмы окупаются всегда и о том, нужно ли делать кино «для репутации».

— В этом году ваша компания выбыла из числа «лидеров», получающих господдержку. Вам будет труднее делать следующие проекты в новых условиях, полностью за свой счет?

— Да, в этом году мы не попали в число компаний, получающих гранты от фонда. Боюсь, если не поменяют в очередной раз «правила игры», то из списка выпадут еще 2–3 компании. В новых условиях мы планировали заниматься в основном большими постановочными проектами. А они требуют прогнозируемого процесса развития, в первую очередь финансирования. Нынешняя система господдержки на это не рассчитана. Все, что у нас в работе, мы закончим обязательно. Да, долю собственных средств в бюджете придется увеличить. Но для нас это не в первый раз.
<1>
— Как по-вашему, прием новых лидеров и изменения в схеме финансирования – приметы кардинального пересмотра политики или просто рабочая корректировка?

— Пересмотра политики не может быть, потому что нет самой государственной политики в отношении кинематографа. Многие действия, к сожалению, носят реактивный характер. Необходим системный, долгосрочный подход.

— Можете рассказать, как государство поддерживало кино до появления фонда?

— Система поддержки кино, существовавшая до появления фонда, предполагала, что объем финансирования не мог превышать 1 миллион долларов, или 30 миллионов рублей. Это означало, что если фильм выходил за бюджет в полтора миллиона долларов, то продюсер попадал уже в зону риска, в зону верной потери денег. Особенно если речь шла не о комедиях, которые могут выстрелить и собрать в прокате несколько миллионов долларов, а о таких жанрах, как драма и мелодрама, которые можно было заранее считать провальными. Приличный боевик за такие деньги не снимешь тоже – там много времени уходит на создание спецэффектов, специальные съемки, а чем дольше ты снимаешь, тем дороже.

Так и давали – каждому до миллиона. Свои плоды это принесло, фильмов стало больше, но в результате оказалось, что российские кинотеатры заполнились телевизионными по качеству фильмами, потому что ничего лучше за такие деньги снять нельзя. Понятно, что смотреть это в кино зритель не собирался – те немногие, что приходили на них, уходили, плюясь. Сборов не было, не окупалась не только печать копий, но и их доставка. То есть кинотеатральной отрасли наносился прямой вред. Для крупнобюджетных фильмов такая господдержка решающего значения не имела, но потенциальный инвестор при этом превращался в мецената. К тому моменту по-настоящему больших проектов выходило два или три в год, все они были далеки от экономики, и мотивы их производства, скажем прямо, имели мало общего с бизнесом. Это, собственно, и было меценатство со стороны крупных финансовых групп. Было ясно, что уравниловка не работает и необходимо переходить к дифференцированной системе поддержки.

— А сейчас как происходит?

— Насколько я понимаю, в этом году фонд распределит средства между 10 компаниями не поровну, как раньше, а «пропорционально» результатам. Компании направят их на производство и прокат своих проектов, исходя из внутренней политики каждой.

У многих, как я знаю, в производстве находятся крупнобюджетные фильмы, которые могут быть событиями, в том числе и коммерческими. Решение, очевидно, продуманное, несмотря на то, что, в принципе, рискованное.

— В смысле?

— Не надо забывать, что по закону не менее 30% бюджета должны составлять частные инвестиции. А это, не поверите, означает большой риск. Поясню. Если у вашей картины бюджет полтора миллиона, значит, частных инвестиций будет где-то до 500 000 долларов. А если 10 или 15 миллионов? 3–5 миллионов долларов получить или взять из собственных средств — гораздо, гораздо сложнее. Полмиллиона любая серьезная компания, если поднапряжется, может выделить из своих средств, с более крупной суммой так просто не получится. То, что выделяет Фонд кино, — это бюджетные средства, я не могу их использовать как оборотные: они идут не компании, а на проект. Далее, с учетом затрат на продвижение объем частных инвестиций в большой фильм составляет 7–8 млн долларов. Бокс-офис должен составить не менее 13–15 млн долларов, чтобы вернуть затраченные средства. Большой риск! Немногие на это идут. Это со стороны кажется, что господдержка – чистая «халява». На мой взгляд, это большая ответственность.

Необходимо учитывать и такой серьезный фактор – от начала работы над большим фильмом до его появления в кинотеатре может пройти три--четыре года, из которых два--три года уходит на производство и не менее года – на так называемый постпродакшн. У фильмов с небольшим бюджетом таких проблем нет – их нередко снимают за полтора месяца, и от начала работы до встречи со зрителем проходит не более года. Оборачиваемость средств иная.

Дорогое кино – совсем другое дело. Можно устроить хороший прокат, продать на ТВ, грамотно выпустить на DVD и т. д. – и все равно не покрыть расходов. А на фильме за полтора миллиона можно заработать. Например, успешно продав его на телевидение.

И в какой-то период все продюсеры понимали, что если бюджет полтора миллиона долларов, то риска никакого. Более того, я могу на этом даже заработать, потому что если это хороший фильм, то телевидение купит его не за 300–400 тысяч, как сейчас, а за 700–800 тысяч. Так было до кризиса, например.

— Как вам кажется, насколько верно мнение, что Фонд кино – это своего рода «дирекция единого заказчика», которая за свою финансовую поддержку в ответ хочет патриотических и социально значимых проектов?

— Требовали ли от нас «снять про родину»? Нет, мы и так все время про нее снимаем. Идея фонда – поддержка и развитие киноиндустрии в стране. У фонда есть средства и на создание социально значимых проектов, но что такое социально значимые? Иногда в комедии можно передать гораздо более важную мысль, чем через дидактично снятый и дорогой «патриотический» фильм. Всё зависит от таланта – любую идею, даже очень хорошую, можно замечательным образом похоронить.

— В театральной отрасли, например, есть госфинансирование, которое не подразумевает обязательной денежной отдачи, а лишь моральную. Может ли в случае кино работать такая система? Например, в части финансирования артхаусного кино?

— Безусловно. Театр более интеллигентное место проведения досуга, чем кино. Кино – это площадное, массовое искусство.

В коммерческом, жанровом кино всё очень просто – зритель пришел или не пришел. Пришел, заплатил – это хорошее кино, не пришел – плохое, здесь всё понятно.
У нас практически вся господдержка не требует возврата. Это закон. Для, будем говорить, артхаусных фильмов (а сегодня в эту категорию попало все неразвлекательное кино) зрителя в достаточном для окупаемости проекта количестве нет. Поэтому ожидать от некоммерческого кино финансовой отдачи – абсурд. Увеличение же отчислений фонду от реализации фильмов должно быть внимательно обсуждено с продюсерами, т. к. нельзя ущемлять интересы частных инвесторов – их и так немного. Все разговоры на эту тему я считаю популистскими и непрофессиональными.

— Но вот, к примеру, «Школу» ваша компания снимала за свои деньги, если я не ошибаюсь?

— Нет, за свои мы сделали дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», а «Школу» мы снимали на деньги Первого канала. Германика мне показалась талантливым режиссером, и риск оправдался. Так бывает далеко не всегда. В прокате фильм, естественно, ничего не собрал, но за счет реализации сериала мы компенсировали все затраты и еще репутационный капитал накопили.
И если я участвую в таких проектах, то это не меценатство – если мне нравится проект, я понимаю, что принимаю участие в создании произведения искусства. Для меня это важно. Конечно, в случае удачи фильм повысит мою репутационную капитализацию, что для меня тоже важно. Я не смогу это напрямую продать, но синергия бизнеса компании увеличится. Но это всё производное, а в первую очередь я занимаюсь художественными проектами исключительно из личных пристрастий. Вот я увидел документальный фильм Гай Германики «Девочки» – он меня впечатлил: режиссер просто любит этих героев, не важно, хорошие они или плохие. Я, конечно, не собирался терять 800 тысяч долларов, надеялся, что Министерство культуры предоставит нам грант, но не предоставили. Бывает.

— У нас есть относительно свежий пример того, что бывает, когда приходится надеяться только на свои силы, – фильм «Шапито-шоу» 2011 года, продюсеры которого едва доползли до конца съемок…

— В подавляющем большинстве случаев мы все до финиша доползаем с большим трудом. Редко бывает, когда на фильм планируется потратить 100 рублей, а тратится 99 – как правило, выходит 101. Бюджет пухнет в процессе производства, которое зависит от очень многих факторов, в том числе и абсолютно объективных для нас: начиная с банальной погоды и болезни артистов и до сваленной ветром декорации.

— «Шапито-шоу» снимался 6 лет, и в прокат они вышли самостоятельно, через небольшую прокатную компанию.

— Этот список можно продолжить – «Форрест Гамп», «Пираты Карибского моря»: многие проекты долго-долго передавались из кабинета в кабинет, пока кто-то не увидел в проекте зерно и не помог профинансировать. В этом и состоит суть продюсерства: либо ты что-то в проекте почувствовал и занялся им, либо нет. И все продюсеры разные, у них разная интуиция, разная направленность. Всем нравится разное, и это хорошо.

— А может существовать система, подхватывающая такие проекты, способная проводить экспертизу?

— С экспертизой у нас большие проблемы. Однако существуют фонд и Минкульт, и к ним можно обратиться за поддержкой на завершение проекта.

Новости и материалы
Трамп зарегистрировался в TikTok
Солисты ABBA получили рыцарские титулы от короля Швеции
Экс-глава Югры станет работать в Совете Федерации
Вот что сделает Apple c iPad mini, чтобы новая модель стала лучше
В Саратовской области семилетний мальчик пострадал после падения ворот во дворе
На Алтае водитель переехал двух пешеходов, уснув за рулем
Китай выступает против «маленьких кружков», направленные на третьи страны
Жена Канье Уэста показала грудь на публике
Экс-президент Ирана зарегистрировался для участия в президентских выборах
Названы популярные категории опасных сайтов, которые посещают школьники
ВСУ выпустили ракету по Макеевке
Софи Тернер заметили с кольцом после скандального развода с Джо Джонасом
Мужчина избил ребенка за то, что тот врезался в него на самокате
Три человека пострадали при атаке коптера ВСУ в Курской области
Пелагея опубликовала видео плачущей из-за отца дочери
Россиянам рассказали, в каком молоке больше всего жира
Гастроэнтеролог Утюмова: оленье молоко – рекордсмен по содержанию жира
«Реал» 41 год не проигрывает в финалах еврокубков
Названа роль США в планировании операции Израиля в Рафахе
Все новости