По краю платформы ходит пьяный придурок в очках и с бутылкой (Гэри Мейтленд), голос из громкоговорителя пытается вразумить одинокого путника, но фразу «Шаг назад» стоящий спиной к рельсам понимает слишком буквально. За вопиющий идиотизм, едва не приведший к трагедии и заставивший понервничать работников железной дороги, Альберт приговаривается к сотне-другой часов общественных работ.
Аналогичные приговоры судья зачитывает рыжему простаку по прозвищу Носорог (Уилльям Руан), склонной к немотивированному воровству девице Мо (Джасмин Риггинс) и нескольким правонарушителям, с которыми близкого знакомства не состоится. Последним в списке идет Робби (Пол Брэнниган) — ему светит тюрьма за жестокое избиение заклятых врагов с района, но спасает долгое примерное поведение, беременная девушка (Шивон Рейлли) и то, что пострадавшие сами нарывались. Осужденные попадают в руки прораба Гарри (Джон Хеншоу), доброго малого и ценителя виски.
За комедию про благотворное влияние душевной опеки на деклассированные элементы Лоуч получил в этом году очередной Приз жюри на Каннском кинофестивале, где этому режиссеру всегда рады.
Его фильмы регулярно попадают в конкурс и удостаиваются наград, а драма «Ветер, что колышет вереск» про ирландские войну за независимость и междоусобицу завоевала в 2006-м «Золотую пальмовую ветвь».
В новом фильме героями Лоуча вновь становятся обитатели социального дна. Если этого не знать, то можно и не заподозрить, что это работа автора запрещенных к показу на британском ТВ 1980-х документальных лент про шахтерскую поэзию и профсоюзное движение или драм про бездомных, рабочих и гражданские войны. «Доля ангелов» — мало того что комедия, так еще вызывающе незамысловатая.
Важная для Лоуча тема социальной несправедливости к тем, кому жизнь предоставила не слишком богатые возможности для старта, становится здесь не поводом для мрачного реализма, а материалом для оптимистической сказки про второй шанс.
Избежав тюрьмы, Робби зарекается выбивать из людей дух (в фильме есть педагогически важный флешбэк про нанесение тяжких телесных повреждений без особого повода) и обещает быть хорошим отцом. Увы, веры судьи и шефствующего бригадира недостаточно — есть еще мстительные пацаны с района и не менее опасные родственники девушки.
Чтобы герой не сдался, понадобятся поддержка добрых людей и счастливый случай. Первую обеспечивает Гарри, приобщая потребителей пива к благородному солодовому спирту. Случай оказывается прямым следствием:
Робби обнаруживает в себе талант дегустатора, а в плохо охраняемом сарае находят бочонок раритетного виски стоимостью в 1 млн фунтов. В общем, уже повезло, но дальнейшее везение будет сказочным даже по меркам авантюристской комедии.
В части похода за сокровищем фильм окончательно прощается с намеками на суровый реализм картинок из жизни окраин Глазго. Реальные пацаны и одна девчонка меняют спортивные костюмы на килты и отправляются в пеший поход по шотландскому нагорью. Шутки соответствующие. То отобьет парню яйца спорран (дополняющий традиционный шотландский костюм кошелек — своего рода аналог борсетки). То полицейские в ходе обыска поинтересуются тем, что у туристов под юбками.
Чаще всего смеяться предлагается над Альбертом, который незнаком ни с фамилией своего тезки Эйнштейна, ни с именем Моны Лизы.
В общем, у простых ребят — простые радости. Почти новелла «Напарник» из «Операции «Ы» и других приключений Шурика», но с менее советской моралью. Украсть немного у богатых не грех, особенно если речь идет о дорогой выпивке. Тем более что все равно досталась бы она американцу или очередному русскому олигарху. Ну и о пользе самообразования не стоит забывать: в тюрьме следует держаться книжных людей — из классической литературы можно почерпнуть полезные сведения о контрабандном деле.