Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Материя в поисках духа

На «Винзаводе» открылась выставка «Материи и материалы» Андрея Гросицкого

В галерее pop/off/art на «Винзаводе» открылась выставка «Материи и материалы» Андрея Гросицкого – художника, уже четыре десятилетия сосредоточенного на изображении предметов в странном контексте.

При помощи шаблонов искусство удобно маркировать, но не понимать. Когда творчество Андрея Гросицкого относят к категории «русского поп-арта», то помещают его тем самым в нишу, самому автору внутренне довольно чуждую. Хотя, разумеется, параллели со знаменитыми американцами вроде Энди Уорхола или Джеймса Розенквиста в данном случае провести не так уж трудно. Подобно им, Гросицкий ценит вещественность, находит красоту в банальных предметах. Однако его произведения никак не соотносятся с идеалами «общества потребления» — и в этом, пожалуй, заключается их принципиальное отличие от опусов в поп-артовском духе.

У Гросицкого изображенные объекты самоценны, они не обладают «товарными качествами» и «рекламной привлекательностью».

Ровно наоборот, они, как правило, уже отжили свое – проржавели, заскорузли, поистерлись. Людям они больше не нужны, и смысл их существования на холсте можно объяснить разве что метафизикой.

Гросицкий и есть художник-метафизик. Будь он на самом деле поп-артистом, давно бы оставил вышедшую из моды манеру и переключился бы на что-нибудь более актуальное. Но он упорствует, продолжая сегодня работать почти так же, как в начале 70-х, когда впервые занялся «портретированием» разного рода железяк, потрепанных одежд и т. п. Правда некоторая эволюция все же заметна. Если посмотреть на работы Гросицкого последних двух-трех лет (именно они преобладают на выставке), можно обнаружить определенные сюжетные сдвиги: например, на одном из холстов белье запихнуто в стиральную машину – вполне себе современную.

Но едва ли подобные ходы следует расценивать как заигрывание с нынешней предметной средой.

Просто круглое оконце стиралки показалось художнику крайне выразительным при сопоставлении с комьями материи – и вот эта маленькая коллизия, ровным счетом ничего не означающая с точки зрения социума, становится сценарной основой очередного произведения. А по соседству располагается работа «Белье разноцветное», где запечатлены деревянные полки с аккуратными стопками пододеяльников и простыней – тут уж полное безвременье без малейшего намека на сегодняшний день. Андрей Гросицкий не относится к числу эскапистов, но акцентировать свою созвучность текущему моменту ему явно нет необходимости.

И все же сразу понятно, что перед нами не совсем традиционный живописец. Работы Гросицкого, пожалуй, нельзя называть натюрмортами. Вернее, можно, но как-то язык не поворачивается.

Исторически сложилось, что в натюрморте наряду с предметами, то есть «главными героями», всегда присутствует антураж или хотя бы намек на него. Так авторы обычно достигают жизнеподобия. А у Гросицкого фон, каким бы он ни был – нестерпимо интенсивным или будто бы нейтральным – выглядит чужим по отношению к объекту. Сам объект словно знает об этом и норовит вывернуться или устроиться «поудобнее», иной раз даже вываливаясь за периметр холста или оргалита. Есть у него и другие способы оторваться от нежелательного окружения – скажем, за счет трехмерности. Предметы у Гросицкого склонны «придвигаться» к зрителю, превращаясь в живописные рельефы. Это отнюдь не «тихая жизнь», как формулируется натюрмортный жанр в переводе с английского.

Сам художник свои опусы именует «картинами-объектами».

Откуда здесь возникает метафизическое измерение, сказать довольно сложно. Понятнее всего бывает в тех редких случаях, когда автор делает шаг навстречу зрителю и добавляет к банальному объекту какой-нибудь неожиданный элемент. Например, в работе «Волшебная панель» сквозь дыры в металле проглядывают фрукты и овощи – и сразу чувствуется, что речь идет о цикличности жизни и смерти. Но таких «подсказок» у Гросицкого совсем мало, а метафизическая подоплека и без них никуда не исчезает, как и общая тревожность настроения во вроде бы банальных ситуациях. Переходить от быта к экзистенции могут многие, но вот от экзистенции вывернуть к загадке мироздания – это уже умение другого порядка.

Новости и материалы
Москвичей ждет в субботу мокрый снег и гололедица
Российские войска перерезали одну из важнейших трасс снабжения ВСУ
Россиянам объяснили, как выбрать хорошую искусственную елку
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Совладелец «Зимней вишни» вышел из колонии по УДО
Мошенники начали использовать новую схему для кражи данных через Telegram
Синоптик рассказал о рекорде 2024 года
Все новости