Фрэнка (Джоэл Мюррей, брат Билла Мюррея, Фредди Рамсен из сериала «Безумцы» ) замучили мигрени, шумные соседи с вечно орущим младенцем и американская реальность в целом. Других неприятных частностей тоже хватает: бывшая жена собирается выйти замуж за бодрого копа, малютка-дочь отказывается навещать, потому что у папы «дома делать нечего» — даже короткому разговору по телефону с отцом она предпочитает игровую приставку. Когда по-старомодному галантное поведение приводит к тому, что Фрэнк остается без работы, а доктор сообщает, что причина головных болей — неоперабельная опухоль, уставший немолодой мужчина достает с полки армейский пистолет и собирается вынести свой больной мозг. Но очередное реалити-шоу подсказывает ему другую цель.
Расправившись с юной телезвездой, стрелок обретает внезапную союзницу: проходившая мимо школьница (Тара Линн Барр) оказывается еще более непримиримым сторонником истребления неприятных соотечественников.
Этот фильм снял комик Бобкэт (это прозвище) Голдтуэйт — друг Робина Уильямса (сыграл в его «Самом лучшем папе») и исполнитель памятной роли дерганого обладателя фальцета по имени Зед в «Полицейской академии». Герои его фильма, несмотря на прямые отсылки к Бонни и Клайду, этой криминальной паре вовсе не родня. «Боже, благослови Америку!» похож на другой независимый фильм последних лет — супергеройскую пародию «Супер». Там действовала похожая пара не вполне адекватных мстителей и с таким же задором проливалась кровь, но у Голдтуэйта повод для бесчинств куда более оправданный. В принципе, его фильм служит своего рода эквивалентом сатирического вечернего телешоу «The Daily Show» Джона Стюарта, в котором мастерски пинают защитников традиционных американских ценностей.
Голдтуэйт в первую очередь выступает бичевателем вполне конкретных явлений. Героя доводят до спускового крючка реклама энергетиков, реалити-шоу, в которых метают использованные тампоны, а также программы, напоминающие продукцию республиканского канала Fox News. Ведущие этих телепередач превозносят любовь к матери, стране и армии и сравнивают Обаму с Гитлером (классический прием из репертуара Глена Бека — американского аналога Михаила Леонтьева и Сергея Доренко).
Героиня с юношеским максимализмом призывает убивать всех, кто «заслуживает смерти».
Ее список и вовсе необъятен: телезвезды; люди, которые говорят «дай пять!»; мормоны и те, что митингуют с транспарантами «Бог ненавидит пидоров», а также сценаристка «Джуно» Дьябло Коуди...
Постойте, а Коуди тут при чем? Да она же ввела моду на умных подростков в независимом кино, а Рокси это не нравится. Забавно, что в уже помянутом «Супер» маникальную девочку-убийцу играла как раз звезда «Джуно» Эллен Пейдж.
В остальном чисто американские, казалось бы, поводы для расстройства представляются вполне универсальными. В новостях ужасаются подросткам, которые подожгли бездомного, сняли нападение на телефон и выложили в интернет — разве на российских телеэкранах не было таких сюжетов?
У соседа, который раз за разом запирает машину героя, на заднем бампере американский флаг, цифры 9-11-2001, надпись «Не забыть никогда» и ленточки, напоминающие георгиевские.
В решающий момент Фрэнк получает подсказку из телевизора: в документальном сериале «Американские убийцы» рассказывают подлинную историю стрелка, который в 1966 году убил жену и мать, забрался на часовую башню Техасского университета и расстреливал из винтовки случайных граждан.
Бобкэт точен в политической сатире, и в фильме хватает мелочей, которые должны порадовать зрителя эффектом узнавания. В списанном с «Американского идола» шоу на потеху публике третируют нескладного безголосого подростка. «Это новый Колизей, над фриками смеются, когда империя стоит на краю гибели», — реагирует Фрэнк.
Девочка читает проникновенную лекцию о величии Элиса Купера. Команда из двух левшей выступает против всего мира.
То, что герои и сами не самые приятные люди на свете, даже к лучшему. Мюррей убедителен в роли неглупого зануды, главным талантом которого оказывается оставшееся со службы в армии умение стрелять без промаха. Героиня Барр действительно не Джуно: умилительные реплики интеллектуально развитого подростка чередуются с чем-то патологическим, мелькающим на ее лице. Они наивно придумывают себе побег во Францию, которой не существует, и сразу понятно, что от Америки им не сбежать, потому что они, разумеется, тоже лишь копии американских идолов.