Зед умер, новым шефом секретной службы по контролю за инопланетной активностью на земле «Люди в черном» становится женщина — агент О (Эмма Томпсон). Но угрозу безопасности Земли таит не это событие. Пока агенты Джей (Уилл Смит) и Кей (Томми Ли Джонс) привычно изводят друг друга (первый безостановочным трепом, второй непробиваемым молчанием), из лунной тюрьмы сбегает особо опасный межпланетный преступник Борис, по прозвищу «Животное» (Джемейн Клемент, половина популярного в англоязычном мире комического дуэта «Полет конкордов»).
Сбегает в лучших традициях криминального жанра — при помощи торта.
События принимают ожидаемо катастрофический оборот, и Джею приходится совершить путешествие в 1969 год, чтобы спасти всех. В 1969-м агент Кей носит лицо актера Джоша Бролина и чаще улыбается. Еще в 1969-м негр в костюме вызывает приступы беспокойства у белых воротничков и полицейских, зато у пришельцев все в порядке: на волне философии нью-эйджа все вокруг норовят отпустить сознание в космос.
Идея третьей серии пришла Уиллу Смиту на ум еще во время съемок второй, но студийные механизмы задержали ее реализацию на десять лет. Зато теперь компьютерная графика стала краше, реконструкция 1969-го — открыточнее, плюс, конечно, все переведено в 3D. В начале 2000-х, пожалуй, временной прыжок с карниза небоскреба «Крайслер» (по пути можно помахать рукой самому режиссеру, летящему вниз в образе клерка периода Великой депрессии) выглядел бы не так эффектно.
А пресловутое 3D здесь не бросается в глаза, зато бывший оператор братьев Коэнов и режиссер «Людей в черном» и «Семейки Адамсов» Барри Зонненфельд не слишком чтит цифровые технологии и все еще предпочитает снимать на пленку.
Что добавляет его ретрофантастическому стилю обаяния.
Зонненфельд снимает без оглядки на повестку дня: ему одинаково параллельны лязг железа «Трансформеров» Майкла Бэя, политические аллюзии «Района № 9» и невероятная сложность сюжета независимого хита про путешествия во времени «Праймер».
Единственно верным образцом остается «Назад в будущее». А 1969-й позволяет пуститься во все тяжкие, играя с образами и гаджетами.
Если в прошлых фильмах нам сообщали, что инопланетными гостями могут быть Сталлоне, Лукас и сенатор Ньют Гингрич, ныне баллотирующийся на пост президента США, то в 2010-е роль очевидно неземного существа занимает Леди Гага. Но и ей далеко до обитателей «Фабрики» Энди Уорхола: она уже копия копии с тамошних фриков. В знаменитом арт-пространстве, если верить Зонненфельду, людей почти не было.
Несколько эпизодов посвящены борьбе Джея с предрассудками прошлого: в одном из них он зачитывает полицейским короткую лекцию о политкорректном восприятии темнокожего парня за рулем дорогого кабриолета.
Предметный мир тоже хорош. Агент Кей из прошлого таскает нейролайзер, подключенный к целому поясу аккумуляторных батарей, и разъезжает на классическом «форде». Появляются моноциклы (немного «Звездных войн») и ракетные ранцы размером с небольшую будку. Сам фильм подобен этим игрушкам из воображаемого прошлого: намеренно нескладный, но симпатичный. Сейчас таких не делают, но этот не найден на блошином рынке, а искусственно состарен человеком, искренне предпочитающим старые добрые времена.