Министерство культуры в правительстве Дмитрия Медведева возглавит историк и писатель, член партии «Единая Россия» Владимир Мединский. Его кандидатуру утвердил президент РФ Владимир Путин. Мединский, которому в этом году исполнится 43 года, сменит дипломата и бывшего посла Александра Авдеева, который возглавлял Минкультуры с 2008 года — весь президентский срок Дмитрия Медведева.
«Кандидатура Мединского была в списке тех кандидатур, которые предлагала «Единая Россия» в состав нового правительства», — заявил журналистам вице-спикер Госдумы, глава фракции единороссов Андрей Воробьев.
Мединский, как и Авдеев, имеет отношение к дипломатии: он закончил факультет международной журналистики Института международных отношений, стажировался в посольстве СССР в США, но по стопам Авдеева не двинулся – сразу после окончания вуза он возглавил рекламное агентство. А в конце 90-х ушел в политику – сначала в избирательный блок «Отечество – Вся Россия», а затем и в партию «Единая России», от которой дважды избирался депутатом Государственной думы – в 2003 и 2007 годах.
«Это десятый министр на протяжении того времени, что я возглавляю Институт культурологии, и мне что-то станет ясно о нем, как только мы вместе поработаем», — сказал «Газете.Ru» директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов. Он отметил, что
перед новым министром культуры стоят те же задачи, которые стояли бы перед любым человеком на его посту: поднятие престижа культуры в государстве в целом, установление правил игры во взаимодействии с культурными сообществами и культурных сообществ между собой.
Инициатор проекта «Культурный альянс», директор музея PERMM Марат Гельман указывает на то, что на пост министра культуры заступает отнюдь не технократ. «Нам еще предстоит увидеть Мединского в качестве чиновника, опыта административной работы у него пока почти нет. Интересно другое — с какими намерениями он назначен на этот пост», — прокомментировал «Газете.Ru» новое назначение Гельман. Он напомнил, что во время выборов в Госдуму Мединский был одним из «говорящих голов «Единой России».
«И его нынешнее назначение говорит о том, что назначившие его люди начинают превращение Министерства культуры в министерство пропаганды.
Министр культуры у нас — никогда не культурменеджер, а всегда фигура символическая, и Мединский в этом смысле не исключение», — уверен Гельман.
Отвечая на вопрос, удастся ли Мединскому добиться двукратного увеличения финансирования культуры, о котором регулярно говорил Авдеев, Гельман отметил, что Мединский, как и все министры нынешнего правительства, не лоббист культурной отрасли, а исполнитель.
«Лоббистом интересов культуры может быть, если захочет, вице-премьер Сурков.
Лоббистом пытался быть Авдеев — у него это получалось плохо. Последний, кто в этом преуспел, — Михаил Швыдкой, но с тех пор интересы культуры никто всерьез не лоббировал», — заключил галерист.
Некоторые из проблем, стоящих перед новым министром, Разлогов назвал неразрешимыми — например, проблему инвентаризации и выработки механизма сохранения и популяризации культурного наследия. Кроме того, эксперт указывает на внутриаппаратные проблемы министерства и вопросы его взаимодействия с другими ведомствами — например, неразбериху, связанную с государственной поддержкой кинематографа.
Гельман по данному вопросу настроен оптимистично: «Мединский не будет отмалчиваться по тем или иным вопросам, его будет слышно и дальше», — заявил он. Эксперт добавил, что по некоторым вопросам, например, по вопросам сохранения культурного наследия, с новым назначением «можно ожидать отхода от соглашательской позиции, которая была у прежнего министра Авдеева, который, например, не мог или не хотел возражать жадным лужковским девелоперам».
По мнению Гельмана, среди других задач, которые сейчас стоят перед Минкультом, — отход от ведомственного подхода к культуре.
«Наше Министерство культуры работает по советской модели, то есть управлять министерством означает управлять всеми подчиненными учреждениями культуры, — сказал он. — И в итоге получаются казусы, когда театры и музеи краевого подчинения не получают ни копейки федеральных денег, а при этом государственные институции (зачастую не по заслугам) финансируются в полном объеме».
Разлогов указывает на другую важную задачу — усовершенствование законодательства. «Сейчас все зависит от того, сложатся ли отношения у (и. о. заместителя министра — Газета.Ru) Григория Ивлиева, который является основным двигателем этого закона, и нового министра культуры», — заключил Разлогов.
Получить оперативный комментарий у Ивлиева не удалось; не стал комментировать назначение нового министра и Швыдкой.
Назначение Мединского стало одним из самых неожиданных в новом составе кабинета министров.
Гадания о будущем главе Минкультуры начались еще в январе этого года, сразу после того, как Александр Авдеев, возглавлявший ведомство последние четыре года, заявил о желании покинуть пост. Официально о преемнике он, разумеется, не объявил, что породило волну слухов и домыслов: в новые министры прочили Дениса Молчанова из правительственного департамента культуры, гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова и сразу трех глав федеральных телеканалов — Олега Добродеева, Константина Эрнста и Владимира Кулистикова.
О Добродееве говорили чаще — в связи с возможной, по словам источников, передачей функции надзора за СМИ из Минсвязи в Минкульт.
Источники «Газеты.Ru» также утверждали, что Авдеева уговорят остаться в Минкультуры еще на какое-то время. Были и те, кто прочил на это место Ивлиева; любопытно, что именно Мединский сменил Ивлиева на посту руководителя культурного комитета, когда тот покинул Госдуму за пару месяцев до истечения полномочий. Фамилия же Мединского как возможного кандидата на должность министра ни разу нигде не фигурировала.
Новый министр культуры является автором нескольких книг в серии «Мифы о России» («О русской грязи и вековой технической отсталости», «Об «особом пути» и загадочной русской душе» и других), а также исторического исследования «Война. Мифы СССР. 1939–1945», которую жестко раскритиковал исследователь Великой Отечественной войны историк Алексей Исаев. В 2010 году он вошел в состав Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, созданной по инициативе Дмитрий Медведева. Защита Мединским докторской диссертации по истории России «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV--XVII вв.» вызвала скандал — некоторые критики высказали предположения о плагиате в данной работе. Как сказано на сайте Мединского, эта диссертация «стала логическим продолжением телевизионных фильмов и книг «Мифы о России».