Выставка «Родина» Марата Гельмана снова лишилась площадки в Новосибирске: владельцы бывшего аэропорта Северный в одностороннем порядке расторгли договор об аренде помещения. По словам директора Сибирского центра современного искусства Анны Терешковой, к запланированному дню начала работы «Родины», 19 мая, успеть договориться о новом помещении и перевезти выставку невозможно. «Её разбирать — недели две, перевезти, снова смонтировать — мы не успеем», — сказала она «Газете.Ru».
Выставка собрана уже на 80%, и письмо от собственников явилось полной неожиданностью, рассказала Терешкова.
Она отметила, что юридические возможности для расторжения договора имеются, а попытки договориться пока к успеху не привели. Сейчас организаторы готовятся к демонтажу экспозиции.
«Мы пока взяли паузу. Ведь мы собирали выставку три недели, а тут говорят — собирайтесь. Руки не поднимаются», — сказала Терешкова.
Выставка «Родина» была открыта в пермском музее современного искусства PERMM, который возглавляет Марат Гельман, в ноябре 2011 года. Как сказано на сайте музея, это «продукт на экспорт, яркий журнал о России, который современный человек захотел бы подарить своему зарубежному товарищу». На выставке представлены «Путиниана» «Синих носов», «Заседание федерального собрания» Сергея Калинина и Фарида Богдалова, работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Александра Бродского, Дмитрия Врубеля, Виталия Комара и Александра Меламида, Анатолия Осмоловского, Алексея Беляева-Гинтовта, Дмитрия Гутова и других известных российских художников.
В Новосибирске выставку планировали разместить в местном краеведческом музее — она должна была стать частью акции «Музейная ночь», но против этого выступили несколько депутатов новосибирского заксобрания и представители общественных организаций.
Городское министерство культуры приняло решение о переносе «Родины» на неопределенный срок, но организаторам удалось договориться с собственниками заброшенного аэропорта на окраине Новосибирска, и они рассчитывали успеть к «Музейной ночи».
<1>
«Я не берусь утверждать, что это было так спланировано, чтобы мы точно не успели перенести в другое место и открыться в «Музейную ночь», — сказал Гельман «Газете.Ru». — Но, на мой взгляд, это расторжение контракта свидетельствует об изменении атмосферы в обществе — перед нами не просто кучка депутатов-мракобесов, а целая система людей, считающих, что начальства надо слушаться и не перечить ему».
Гельман особо отмечает, что специально в Новосибирск «Родину» не продвигал, а лишь предоставил выставку по просьбе Сибирского центра современного искусства на «Музейную ночь». Однако он был вынужден вмешаться, когда поступил запрет на организацию экспозиции в Краеведческом музее.
«Я попросил о встрече с новосибирским губернатором, — рассказал Гельман, — разговор был долгий и оставил у меня тяжелое впечатление.
Мне его позиция кажется невежественной. Он отвергает то, чего не понимает, при этом судит обо всем с позиции своего опыта зрителя искусства, явно небогатого. Очень странно — он же не может быть экспертом во всем? В медицине, образовании он тоже принимает решения в силу своего разумения?»
Помимо «Родины» в Новосибирске у Марата Гельмана были проблемы и с проведением выставки Icons в Краснодаре, открытие которой намечено на 15 мая: против экспозиции выступили представители Екатеринодарской и Кубанской епархии. «Имя Марата Гельмана для современного русского православия является своего рода отрицательным обмером», — говорилось в заявлении пресс-службы епархии. К протесту также присоединились некоторые общественные организации и казачество Кубанского войска. Правда, часть священников выступили в поддержку галериста — среди них был, например, Всеволод Чаплин, который заявил, что среди экспонатов нет таких, которые оскорбляли бы чувства верующих. Точку в противостоянии поставил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который договорился с Гельманом о том, что на Icons не будет ничего оскорбительного для верующих.
«Icons исследует отношения художника и иконы — не как предмета культа, а как произведения искусства. И местное епархиальное начальство сразу, даже не знакомясь с выставкой, сказало: «Нам это не надо». Губернатор Ткачев в ответ заверил, что никаких оскорбительных работ на выставке нет», — сказал галерист.
«Здесь мы, конечно, видим принципиально другой подход, чем в Новосибирске, — комментирует Гельман решение Ткачева, — я не знаю, интересовался ли когда-нибудь краснодарский губернатор современным искусством, но в управлении он производит впечатление профессионала. Он понимает, что современное искусство — это ресурс развития города, что искусство актуальное не менее важно, чем традиционное»
Выставка Icons должна стать презентацией проекта Центра современного искусства, который Гельман делает в Краснодаре по просьбе Ткачева. Там же он готовит еще две выставки — группы «Город Устинов» из Ижевска и «Лес» двух краснодарцев — живописца Владимира Мигачева и скульптора Валерия Казаса. А открытие самого Центра современного искусства намечено на 2014 год.