Россияне покупают все меньше бумажных книг. Об этом свидетельствует доклад Роспечати, посвященный книжному рынку России. В прошлом году по сравнению с 2010 годом совокупный тираж сократился на 6,3%, а количество изданий незначительно выросло. Совокупный же тираж за последние три года снизился почти на 20%. При этом рынок электронных книг в России в 2011 году вырос в два раза по сравнению с 2010 годом и составил 135 млн рублей. Эта сфера книготорговой отрасли растет в течение последних трех лет в среднем на 120% в год. Основными продавцами электронных книг в России являются компании «Литрес» (54%) и «Аймобилко» (20%). При этом «Литрес» остается самым большим держателем пакета авторских прав на распространение русскоязычных книг в рунете, а около 40% продаж электронных книг компании «Аймобилко» обеспечиваются за счет эксклюзивного контента, агрегируемого компанией «Литрес». «Газета.Ru» попросила прокомментировать ситуацию одного из руководителей Альянса независимых книгоиздателей, главного редактора издательства Ad Marginem Михаила Котомина.
— Михаил, доклад Роспечати говорит о том, что отечественный рынок бумажного книгоиздания падает уже не первый год подряд — при росте продаж книг электронных. Насколько, по-вашему, эти данные отображают реальную ситуацию?
— Книжный русский рынок монополизирован и руинизирован, в связи с чем мы уже не первый год наблюдаем печальную статистику. В то время как в Скандинавии, скажем, уже полгода идет рост продажи бумажных книг. В США, например, рост продажи электронных книг и электронных изданий привел к увеличению числа читающих американцев. И только у нас продолжаются апокалиптические заклинания: продажи падают, люди не читают книг, пираты свирепствуют. А на самом деле эта ситуация — результат лоббирования двух монополистов.
— И только в этом все дело?
— Нет. У нас действительно ситуация ужасная: очень мало книжных магазинов, полное отсутствие конкуренции, сращенность дистрибуторов с издательствами и, как следствие, продвижение только одного типа авторов и наименований. Вместо того чтобы развивать инфраструктуры магазинов и издательств, нас пытаются убедить, что люди должны ходить вот в эти магазины, которые есть, и покупать то, что хочет нам продать монополист. При этом во Владивостоке осталось, например, два книжных магазина.
— Но здесь и должно помочь электронное книгоиздание, которое растет — по крайней мере, если взять показатели компаний «Аймобилко» и «Литрес».
— На самом деле в области электронного книгоиздания нас ждет прорыв. Крупнейший оператор «Озон», торгующий электронными книгами, в скором времени откажется от работы с агрегаторами вроде «Аймобилко» и «Литрес» и создаст систему, подобную Amazon.com: электронные книги продаются прямо на сайте, они не отделены от бумажных. Представляют их на сайт, правда, не сами авторы, а их издательства, но это все равно означает, что небольшие независимые издательства вроде Ad Marginem получают выход на рынок в обход монополизированной дистрибуции. «Озон» сейчас обладает крупнейшей базой книжных наименований, удобным поисковиком и, кстати, с помощью своего посылторга немало сделал для проникновения литературы в провинцию. У них по бумажным книгам рост до 36% в год — сравните с тем, что изложено в докладе.
То есть сам доклад-то излагает вполне реальные цифры, но важно понимать, что они плод русской монополистической экономики. И если кто-то из власти хочет с этим что-то сделать, то он должен это учитывать.
— Ad Marginem чувствует на себе это падение?
— Да, последние четыре года мы живем в условиях ядерной зимы: наши книги продаются только в Москве и Питере, сейчас только с помощью «Озона» стали проникать в провинцию. Мы очень долго и с трудом искали модус выживания. Я этому докладу даже рад: стало ясно, что монополисты доигрались и что это сигнал наверх, что пора разбираться с этим.
— А пираты мешают вам?
— Пираты очень полезны, потому что они последние искренние читатели, они по-настоящему чувствуют литературу. С ними надо не бороться, а учиться у них и взаимодействовать с ними.
— Как по-вашему, почему антимонопольная служба не реагировала на то, что книжный рынок поделен монопольно?
— Ну, мне кажется, это негласное правило функционирования крупного бизнеса вообще, будь то добыча газа или строительство, — избирательность в применении антимонопольных законов в отношении определенного рода структур. Книжный рынок в сравнении с упомянутыми мной не обладает такой огромной денежной массой — быть может, его поэтому до определенных пор не замечали.
При этом сами издательства зачастую работают так, как раньше работали на вещевых рынках. Писателей выводят на какие-то спринтерские скорости — посмотрите, с какой скоростью стали писать Виктор Пелевин, Захар Прилепин. Сейчас разгром, который силовые структуры проводят в одном из издательств, выявляет совсем какие-то дикие вещи — чуть ли не чемоданы с черным налом... Привет из 90-х.
— У нас есть предпосылки того, что в результате прямой работы с издательствами мы достигнем выправления показателей, как в Скандинавии, или увеличения доли читающих, как в Америке?
— Ну, одного «Озона» на всю страну мало... Да, возможно, если появится открытая и конкурентная сеть дистрибуции, где принадлежащие издательствам распространители не будут блокировать выход на рынок для других издательств. Все воют вокруг, что люди у нас не читают — ну им не дают разнообразия наименований, они и не читают. Люди читают, просто они не хотят читать то, что им пихают. За «жирное» время ни один из монополистов не вложился и не создал свою инфраструктуру бизнеса: книжные магазины больших сетей зачастую представляют из себя просто сараи и работают на прокачку бестселлеров. Конкурентность дистрибуторов, открытый выход на рынок, равные условия для всех — и возникнет содержательная конкуренция: у кого автор интереснее, у кого издание лучше, у кого новых авторов больше. Издательство АСТ сейчас, например, продвигает новую книгу Маркеса — это хороший автор, но его читали еще наши родители, неплохо бы что-то новое продвигать, нет? В общем, книжная поляна сейчас слегка бетонированная.
— Какие вы видите инструменты решения проблем?
— Их множество. Во-первых, господдержка — льготное налогообложение, программы финансирования академической литературы (они есть в любой стране мира). Можно предоставлять пространства задешево для независимых магазинов. Можно устраивать налоговые каникулы. А можно, например, использовать имеющиеся в распоряжении государства сети — например, «Почту России» или РЖД. Ну и антимонопольное давление должно быть. Это то, о чем мы говорим на рабочих встречах Альянса независимых книгоиздателей.
Плюс одним из главных ресурсов остается, конечно, горизонтальное взаимодействие. Есть замечательный пример того, как действуют независимые книжные издательства: некоторые из них объединились и стали самостоятельно издавать журнал для библиотек, с обложками и аннотациями.
— А подать на господдержку? Есть же и такой путь.
— Получить господдержку в нашей сфере, да и в нашей стране практически невозможно, поскольку государство рассматривает любое начинание как бизнес-проект: чтобы получить миллион, надо самому вложить миллион. Причем они предпочитают возвращать деньги: ты должен сделать фестиваль, интернет-портал или ярмарку, заполнить кучу бумаг — и тогда половину денег тебе вернут.
— То есть от государства, в общем, ничего не добьешься?
— Ну почему же. Вот сейчас в Нью-Йорк на ярмарку Book Expo поедет большой десант независимых книгоиздательств, и оплачивает этот десант как раз Роспечать. Раньше они возили туда писателей в виде свадебных генералов.
— Вы создали около полугода назад Альянс независимых книгоиздателей — вам удалось воплотить в жизнь что-то из придуманного?
— Ну, не буду преувеличивать, мы пока не сделали ничего революционного. Пока нам удается объединять склады, транспорт, создавать единую базу магазинов, готовых продавать независимых книгоиздателей. Налаживаем взаимодействие с библиотеками, вот сейчас поедем на библиотечный форум в Пермь. На Ночи музеев устраиваем ярмарку альянса в Политехническом музее.