Пока конкуренты из компании DC успешно продавали Супермена и Бэтмена в кино, герои Marvel томились в провальных и нереализованных проектах — пока боссы последних не решили, что производство фильмов по своим комиксам лучше держать под контролем. Так в компании появилось киноподразделение Marvel Films, а затем и Marvel Studios: выстрел их «Блейда» и «Людей Икс» во второй половине 1990-х доказал, что можно делать блокбастеры в том числе и из тех комиксов, с которыми широкая аудитория не знакома. Дальше на экраны вышли «Человек-паук», «Сорвиголова», «Халк», «Каратель», «Электра», «Фантастическая четверка» — проекты разной степени успешности, но даже отдельные неудачи не могли остановить процесс.
Продюсер Кевин Фейги поработал на каждом из кинопроектов Marvel Studios. С конца 2000-х он руководит всем кинопроизводством и воплощает в жизнь проект «Кинематографическую вселенную Marvel», в которой существуют герои фильмов «Железный Человек», «Железный Человек-2», «Невероятный Халк», «Тор» и «Первый мститель» (в оригинале — «Капитан Америка»). Корреспондент «Газеты.Ru» встретился с человеком, который в ответе за «Мстителей», их кинопрошлое и кинобудущее.
— Вы последние несколько лет отвечаете за всю «Кинематографическую вселенную Marvel», герои которой, до того как встретиться во «Мстителях», были представлены в фильмах очень разных режиссеров. Что позволяет сохранять единство этой вселенной в кино?
— Главное в этом — находить людей, так же страстно помешанных на комиксах, как мы в Marvel. Мы обожаем своих героев и истории про них. Джон Фавро, который снял для нас «Железного Человека» и «Железного Человека-2», — это огромная наша удача: он проделал впечатляющую работу и помог нам понять, какой должна быть Вселенная Marvel на большом экране. Киношекспировед Кеннет Брана привнес в «Тор» драму семейных отношений, конфликта отцов и детей. Джо Джонстон в «Первом мстителе» тоже постарался. Но Джосс Уидон (режиссер «Мстителей». — «Газета.Ru») столкнулся с самой сложной задачей из всех.
На первой же нашей встрече он услышал: «Хочешь снять большой фильм? Вот актеры, вот большая история, вот начало фильма, вот середина, вот финал». И знаете, ему понравилось. Он взял нашу установку — «так, в начале они все встретятся, а в финале будет большая битва с инопланетянами» — и сумел написать блестящий фильм, дать каждому герою жизнь. Он прекрасно понимает все, что касается Мстителей: если посмотреть на них повнимательнее, станет ясно, что ни один из этих героев не должен был оказаться в одной картине с другим; им в одной комнате делать нечего. А в итоге добрые две трети фильма они воюют друг с другом — никто не остается сам по себе, действие не распадается на серию сольных номеров, и все это подано с юмором, что для нас очень важно. Уидон переплавил разные фильмы с очень разными героями в один суперфильм, лучший из тех, что мы пока сделали.
— Уидон — фанат комиксов и создатель культовых сериалов «Баффи — истребительница вампиров», «Светлячок» и «Кукольный дом». Как вы решились доверить ему такую махину — приключенческий блокбастер?
— У него во всех сериалах в общем хватало приключений и экшна, просто масштаб был помельче. И мы, конечно, понимали, что «Мстители» должны стать самым-самым большим фильмом из всех, что мы делали: больше спецэффектов, больше взрывов. Нам ведь нужна была убедительная причина, чтобы собрать вместе всех этих супергероев. Капитан Америка в своем фильме победил, Тор в своем фильме победил, Железный Человек дважды одержал верх над своими врагами... Понимаете, о чем я? Нужно было что-то настолько серьезное, настолько ужасное, чтобы эти победители собрались в команду и все равно едва выжили. Кому охота смотреть, как супергерои прохлаждаются? Они должны бороться за победу.
Я, честно говоря, боялся, что если мы наймем режиссера, который до этого снимал блокбастеры, то получим еще один блокбастер. А марвеловские фильмы должны быть чем-то большим. Мы же не зря гордимся своими персонажами, их переживаниями, конфликтами, юмором — всем, чего в работах Джосса как раз хватает. Он мастер безумных сочетаний: вампиры в ситкоме про старшеклассницу («Баффи — истребительница вампиров». — «Газета.Ru»), вестерн на просторах космоса («Светлячок». — «Газета.Ru»). Но главное для него — герои и их отношения. В «Мстителях» хватает взрывов и стрельбы, но мои любимые моменты в этой картине — это те, в которых два ученых разговаривают о гамма-излучении.
— А вы Уидона как-то направляли — мол, пусть это будет больше похоже на «Железного Человека» или пусть будет похоже на «Тора»?
— Когда мы позвали его делать «Мстителей», «Тор» еще не был завершен, а «Первый мститель» находился на стадии подготовки к производству. Джосс переписал для нас сценарий «Первого мстителя», а перед началом работы мы показали ему «Тора» — в итоге он уже вполне хорошо себе представлял, с чем имеет дело. Но мы не указывали ему, на что должны быть похожи «Мстители». Мы только хотели, чтобы он ознакомился с материалом и понял, как, например, развивать отношения между Тором и Локи, потому что для нашей киновселенной эта линия одна из главных.
— Кстати, о линиях: вы же все вперед планируете на несколько шагов, а Том Хиддлстон после «Тора» говорил, что толком не знает, появится ли его герой Локи в следующих фильмах. Вы его дурачили?
— Мы, конечно, знали, что Локи будет главным злодеем, но для нас важно все сделать так, чтобы в каждый момент времени актеры и режиссеры полностью отдавались работе именно над тем фильмом, над которыми они трудятся здесь и сейчас. Каждый фильм должен быть превосходным, никто не должен думать — мол, это всего лишь одна серия из десятка.
Понятно, что в Голливуде, где все держится на адвокатах и контрактах, невозможно держать артистов в полном неведении. Они знают, что подписываются на несколько фильмов, но в детали мы стараемся их не посвящать. Мы держим все эти фильмы в голове, как кусочки паззла, чтобы собирать из них ту самую вселенную. Ну а про героя Хиддлстона догадаться было легко: если вы возьмете самый первый выпуск комиксов про Мстителей, то обнаружите, что именно он был тем плохим парнем, который заставил супергероев собраться в отряд. Так что в «Торе» мы уже вводили Локи как будущего злодея номер один.
— Как вы оказались у руля киновселенной Marvel?
— Мне, фанату комикс-фильмов, повезло: во время учебы в киношколе Университета Южной Калифорнии я проходил стажировку в компании Ричарда Доннера и Лорен Шулер Доннер (а Ричард Доннер — это человек, который снял «Супермена» в 1978 году). Эта компания владела правами на «Людей Икс». Они были так любезны, что доверили мне роль сопродюсера первых «Людей Икс» — так я три-четыре года проработал с режиссером Брайаном Сингером и Ави Арадом, который тогда возглавлял Marvel. А когда фильм вышел в прокат, меня наняли на постоянную работу.
— В финальные титры «Мстителей» по марвеловской традиции вставлен намек на продолжение: как далеко распланировано развитие этой вселенной?
— Помимо следующей серии «Железного Человека» мы сейчас работаем над продолжениями «Тора» и «Первого мстителя». И если «Мстители» выступят в прокате так, как мы все надеемся, то движение не остановится, конечно. Но перед тем, как запускать еще один большой фильм про сборную команду супергероев, было бы здорово ввести новых персонажей в новых фильмах. Ведь именно так это происходит в комиксах: у каждого героя есть своя серия, своя история, и раз в несколько лет они пересекаются. В кино мне бы хотелось идти похожим путем. У нас в запасе тысячи супергероев и суперзлодеев, но не всем суждено добраться до экрана. Сотня-другая вполне может иметь успех.
— Как вы выбираете тех, кто достоин большого экрана?
— Мы не берем самые популярные, известные или продаваемые комиксы — ведь индустрия комиксов в сравнении с кино очень маленькая. Мы выбираем самые интересные сюжеты из жизни героев. Именно поэтому, когда лет шесть-семь назад мы стали полноценной киностудией, первым делом взялись за героев суперкоманды Мстителей: они отличные ребята. И если все знали, кто такой Человек-паук, то о Железном Человеке большинство зрителей до фильма и не слышали. Мне нравится выискивать перспективного супергероя, которого мало кто знает, и превращать его в суперзвезду.
— А что насчет более мрачной, темной стороны марвеловской вселенной?
— Вы про Блейда и Карателя?
— Да.
— Ну, у нас нет на них конкретных планов в настоящее время. Конечно, фильмы про Блейда в 1990-е были успешны, и было бы интересно в будущем вернуться к более мрачным и непривычным героям. Например, сделать фильм про Доктора Стрэнджа, который имеет дело с микой и магией, — как вам такой вариант?
— Занятно. А с фильмами по комиксам конкурентов из DC — от «Бэтмена» до «Хранителей» — соперничаете?
— Вот они точно мрачные. Но я, по правде, фанат абсолютно всех комикс-фильмов и с нетерпением жду нового «Бэтмена», который выйдет летом. Чем лучше идут дела у таких фильмов, тем лучше для всех, кто их создает, и для нас в том числе. Успех «Мстителей» пойдет на пользу «Бэтмену», успех «Бэтмена» поможет «Железному Человеку-3». Если что-то проваливается, я расстраиваюсь. Но и радуюсь в то же время, когда это не наш фильм.