Спектакль по пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо «Двухголовая аномалия» появился в репертуаре «Дока» незадолго до выборов. Едкая и смешная пьеса, пережившая уже с десяток постановок в Италии, рассказывает о последствиях теракта, происходящего во время встречи старых друзей – отставленного Берлускони и действующего Путина. В результате теракта от итальянского премьера остается лишь одно полушарие мозга, его пересаживают сильно пострадавшему, но выжившему российскому премьеру. Его поведение в результате претерпевает сильные изменения, которые начинают косвенно влиять на политическую жизнь в России.
«На прошлой неделе нам отказали в ДК им. Газа, принадлежащего Кировскому заводу, — рассказала «Газете.Ru» режиссер российской постановки Варвара Фаэр, — нашему петербургскому промоутеру, несмотря на предварительные договоренности о конкретных датах, сообщили: для руководства Кировского завода это спектакль нон грата. Представляете себе такую формулировку? А затем в кулуарах стали рассказывать нашему импресарио про то, что у нас на сцене льется кровь, достают из головы мозги и разбрызгивают их на зрителя».
«Это очень забавно, — рассказал «Газете.Ru» Угаров, — мы имеем дело со многими питерскими промоутерами. Мы начали их спрашивать, в чем может быть дело, и они были чрезвычайно удивлены: ДК им. Газа пускает всех, арендовать там может кто угодно».
Однако этим приключения театра не ограничились – во вторник стало известно, что вслед за этой площадкой принимать спектакль у себя отказались и в ДК Ленсовета. «В кулуарах начальство ДК заявило, что принимать настолько нехудожественное зрелище у себя не хотят, — продолжила Фаэр, — в ответ мы осведомились, известно ли дирекции, что пьесу написал лауреат Нобелевской премии по литературе». По словам Фаэр, петербургского промоутера театра предупредили, что если он будет поднимать шум в прессе, то представители ДК откажутся признавать наличие каких бы то ни было контактов и договоренностей с ним. Интересно, что в марте на сцене ДК проходили гастроли французского бурлеск-шоу Crazy Horse.
В разговоре с «Газетой.Ru» директор ДК им. Ленсовета Ирина Алюшина отрицала даже сам факт существования каких бы то ни было договоренностей – и формальных, и неформальных. «Я о существовании этого казуса узнала из интернета и была изрядно удивлена – 28 мая у нас давно занято, в этот день пройдет закрытый концерт для депутатского корпуса петербургского ЗакСа».
Отказ последовал и от ДК им. Горького – по словам представителей театра, предварительно обсужденная дата вдруг оказалась занята репетициями Большого Драматического театра. Оперативно связаться с руководством этого дома культуры не удалось.
Петербургский промоутер (имя известно «Газете.Ru»), занимавшийся гастролями «Берлуспутина», давать комментарии прессе категорически отказывается и просит не раскрывать своего имени. «Он организует гастроли многих столичных театральных коллективов, — рассказала Фаэр, — и ему уже дали понять, что он очень рискует тем, что шумит. Ему просто могут закрыть возможность работать».
Худрук «Дока» говорит, что в короткой истории спектакля этот случай далеко не первый. «Нас зовут на различные фестивали в российских городах, а потом звонят и отказываются – мол, вы же понимаете, вы уедете, а нам потом не дадут ни жить, ни работать». Причем зовут, по словам Угарова, довольно активно и вовсе не из политических соображений: «Один из самых политических спектаклей еще и один из самых кассовых, и устроители гастролей понимают, что это не только остро, но еще и выгодно – придет много народу». По его словам,
именно на «Берлуспутине» маленьким московским театром впервые заинтересовались перекупщики билетов.
Сложившаяся ситуация могла стать результатом централизованного давления сверху, полагает руководитель театра, однако не исключает и других вариантов: «Весьма возможно, речь идет не столько о цензуре, сколько о самоцензуре. И нам было отказано без особого приказа из Смольного, а просто из соображений трусости». В пресс-службе комитета по культуре Санкт-Петербурга «Газете.Ru» сообщили, что ДК им. Ленсовета и им. Горького вообще не находятся в их ведении. При этом представители ведомства затруднились ответить на вопрос, в чьем подчинении находятся эти учреждения.
Данный казус театр связывает с тематикой спектакля, а не со своей деятельностью в целом.
«Мы приезжали в Петербург со своим спектаклем «Час восемнадцать» на фестиваль «Балтийский дом» и даже завоевали награду, — рассказывает Угаров, — и ни публицистичность, ни политическая направленность спектакля нам никак не мешали».
На данный момент, по сведениям «Газеты.Ru», театр прекратил поиск площадки для «Берлуспутина» в Петербурге.