Во второй половине апреля один из самых прославленных российских музеев — ГМИИ им. Пушкина — отметит свое 100-летие. Начавшись некогда с идеи Ивана Владимировича Цветаева о создании в Москве коллекции слепков, копирующих шедевры мировой скульптуры, музей впоследствии превратился в хранилище множества подлинных произведений живописи, графики, скульптуры. Круглую дату будут отмечать с размахом: заместитель директора музея по научной работе Андрей Толстой рассказал «Газете.Ru» об экспозициях по истории ГМИИ, гастролерах из музея Прадо и Дрезденской галереи и силе воображения.
— Юбилей уже близко — какие события ожидают публику в ближайшие дни и недели?
— Отмечать 100-летие Пушкинского музея мы начали еще в начале года с выставки «Книга художника. Испанская коллекция», где были показаны редкие издания в авторском оформлении Пикассо, Дали, Миро, Гриса, Тапиеса, Клаве. Получилась очень тонкая, интеллигентная, содержательная экспозиция, целиком составленная из произведений, принадлежащих двум московским собирателям. А сейчас мы вошли в завершающую стадию подготовки сразу трех больших выставок, которые напрямую посвящены юбилею. Первая из них называется «Портреты коллекционеров. Западноевропейское и русское искусство из частных собраний Москвы», она откроется на следующей неделе в здании отдела личных коллекций. Чуть позднее, но тоже в апреле, в главном здании откроются экспозиции «Пушкинскому музею 100 лет» и «Воображаемый музей» (этот проект захватит еще и пространство Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков).
— Можно поподробнее о каждом из этих событий?
— Выставка «Портреты коллекционеров» будет состоять из произведений, принадлежащих частным собирателям. Не тем, которые когда-то дарили или завещали свои коллекции музею, а ныне действующим. В сумме образуется довольно богатый свод западноевропейского искусства и весьма представительный раздел искусства отечественного. Во втором случае речь идет не только об авангарде, но и о работах XVIII и XIX столетий. Особо стоит упомянуть иконы: этот раздел получается очень разнообразным. По представительности и охвату частных московских собраний выставка буквально беспрецедентна. Ради нее уплотняется постоянная экспозиция Музея личных коллекций: новому проекту будет отдан весь первый этаж. Для примера могу назвать замечательные произведения из коллекции Петра Авена, которые прежде широко не показывались: тут и мастера «Бубнового валета», и представители русского зарубежья. Очень значимы работы из собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро, созданные художниками из объединения «Голубая роза». В европейской части выставки чересчур громких имен нет, зато сами произведения весьма сильные — достаточно упомянуть хотя бы об участии в проекте знаменитого коллекционера Михаила Перченко. Кстати, несколько интересных вещей из своего личного собрания предоставил для выставки министр культуры Александр Авдеев.
— А что подразумевает сюжет с названием «Пушкинскому музею 100 лет»? Эта выставка будет сугубо документальной?
— Не только документальной, но еще и вполне художественной. Честно говоря, реализация этого проекта давалась нам трудно; несколько раз приходилось даже переносить дату открытия. Выставка рассказывает об истории музея год за годом, и о подвижничестве Ивана Цветаева, и о первых выставках, проходивших в годы Первой мировой войны, и о создании здесь помимо коллекции слепков еще и картинной галереи, и о пополнении фондов экспонатами из Румянцевского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея нового западного искусства. Не забыты испытания, выпавшие Пушкинскому музею в годы Великой Отечественной, и грустный послевоенный период, когда здесь работала выставка подарков Сталину. Но уже осенью 1953 года открылась возрожденная экспозиция музея. А в течение лета 1955 года здесь показывали сокровища Дрезденской галереи — перед тем как передать их в ГДР. Ту выставку посетили больше миллиона зрителей, что трудно себе представить… Словом, заметных вех и событий в истории ГМИИ хватало, и почти все они нашли отражение на выставке. Планы на будущее здесь тоже представлены – в частности, макет реконструкции музейных зданий по проекту Нормана Фостера. Разумеется, в экспозицию включено множество документов и фотографий, но будут и видеохроники, и интерактивные объекты, а еще подлинные произведения искусства, которые так или иначе иллюстрируют разные этапы в жизни музея. Кстати, некоторые из этих экспонатов будут впервые показаны широкой публике.
<1>
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «Воображаемый музей» — судя по анонсам, он должен стать одним из главных хитов юбилейной программы?
— Эту выставку мы откроем 27 апреля — впрочем, речь не о выставке в привычном понимании. Скорее, можно говорить об оммаже Пушкинскому музею в связи с юбилеем от многих музеев мира. Когда-то на Волхонке проходила выставка «Музеи мира — партнеры ГМИИ», но там привезенные шедевры просто демонстрировались в одном зале. Сейчас использована другая концепция: около пятидесяти экспонатов из музеев Европы — к сожалению, американские институции по ряду причин в проекте не участвуют, хотя они были готовы к сотрудничеству, — расположатся прямо в нашей постоянной экспозиции. Это будут работы, которых нам не хватает для некоего «идеала». Например, в Пушкинском музее отсутствуют произведения Рене Магритта и Джексона Поллока, и вот теперь они на время здесь появятся… Своими фондами к нашему юбилею поделились мадридский музей Прадо, парижские Лувр и Д'Орсэ, Государственные музеи Берлина, Дрезденская картинная галерея, Британский музей и галерея Тейт, Национальный музей изобразительных искусств из Стокгольма, миланская Пинакотека Брера — всех в разговоре не перечислить.
— Вы упомянули Магритта и Поллока, но наверняка дело ХХ веком не ограничивается?
— Конечно, нет. Скажем, Пушкинский музей никогда не владел и не владеет картинами Веласкеса, а сейчас мы можем показать у себя «Конный портрет принца Бальтасара-Карлоса» из Прадо. Какое-то время назад мы хотели получить это полотно для «выставки одной картины», но в итоге оно включено в коллективный проект.
— А как насчет античности?
— Тут не только античность, будут даже раритеты времен Шумера — например, знаменитая «Аккадская лира» из Британского музея. Государственные музеи Берлина прислали египетские древности. Кстати, поздравляют ГМИИ не одни лишь зарубежные музеи: коллеги из Эрмитажа «делегировали» к нам великолепную золотую чашу из скифского кургана Куль-Оба. Все эти и другие экспонаты будут деликатно пристроены в соответствующие разделы нашей постоянной экспозиции. Само название «Воображаемый музей» позаимствовано у Андре Мальро, и, пусть физическое воплощение проекта по определению никогда не могло бы дотянуться до совершенства и абсолюта, все же некоторые признаки «идеального» в виде заполнения лакун здесь проглядывают.
— Ожидаются ли еще какие-нибудь значимые события до конца юбилейного года?
— Осенью откроется фотографическая выставка, посвященная съемкам внутри Пушкинского музея: здесь будут интересные работы и крупные имена. А из гастрольных проектов могу назвать выставку в рамках цикла «Под сенью дружных муз»: мы покажем западноевропейское искусство из музеев Украины. И, конечно, очень ждем выставку работ Шарля Ле Корбюзье из Парижа. В нее войдут не только образцы архитектурного творчества, но и его дизайнерские проекты, и декоративно-прикладные произведения, и живопись. Планируем, что эта экспозиция приедет к нам в конце сентября. А под занавес года пройдет, как обычно, фестиваль «Декабрьские вечера», художественной составляющей которого будет уникальная по полноте выставка итальянского рисунка из собрания Пушкинского музея.