При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, что открывать центр он планирует в одном из приходских помещений, будет оборудовано концертно-выставочное пространство, «где можно будет и чаю попить, и послушать музыку, и почитать книгу, и что-то пообсуждать, и выставить художественные работы».
Чаплин подчеркнул, что выставляемые в храме объекты искусства не должны входить в противоречие ни с вероучением РПЦ, ни с нормами христианской нравственности.
«Такого искусства, в том числе умного и модного, сейчас достаточно много. Жалко, что оно не пробивает себе дорогу на культурной площадке общенационального уровня. Что ж, будем создавать свои площадки и формы, пусть маленькие, но, надеюсь, яркие и интересные», – приводит слова Чаплина агентство «Интерфакс».
Будущий центр современного искусства Чаплин собирается сделать открытым. «Ждем всех, в том числе и господина Гельмана», – заявил он.
Галерист Марат Гельман подтвердил «Газете.Ru», что он говорил с Чаплиным о создании при храме центра современного искусства. По его словам, это было просто обозначение намерений, и пока что у Чаплина есть только желание открыть такой центр.
В открытии центра Чаплину поможет клуб «АртЭрия», который «развивает фолк и другую музыку, устраивает лекции, выставки, фестивали, концерты» и недавно потерял помещение в Центральном доме работников искусств, где, по словам священника, «коммерческая составляющая стала слишком сильной».
Гельман заметил, что про клуб «АртЭрия» он ничего не слышал, и как они устраивают выставки, не знает. «Возможно, плохо устраивают, раз я ничего об этом не знаю», — пошутил он.
По мнению галериста, чтобы создать центр современного искусства, нужны три компонента — воля, умение и понимание. «Чаплин сегодня проявил волю», — сказал Гельман. Он напомнил об опыте организации совместной выставки православной церкви и актуального искусства «Двоесловие/Диалог» (проходила летом 2010 года в притворе храма Святой Татьяны при МГУ на Моховой), который показал, что делать выставки в самом храме – не очень удачная идея.
«Слишком много компромиссов, причем с обеих сторон», — заметил Гельман.
Он выразил готовность помочь Чаплину, но отметил и трудности, которые будут сопровождать создание такого центра. «Позиции изначально будут разные, и мы вряд ли найдем общую – как только человек принимает решение быть художником, он становится творцом, а это в каком-то смысле конкурент для церкви. И надо не искать компромисс, а научиться понимать друг друга, научиться разговаривать друг с другом, слышать аргументы друг друга», — отметил Гельман.
Предложение Чаплина, очевидно, следствие реакции общественности на жесткую позицию церкви и самого Чаплина в ситуации с Pussy Riot.
Гельман отметил, что крайности могут проявляться лишь иногда и они не должны побеждать. «Не должно быть так, что из-за радикальных жестов церковь перестает интересоваться современным искусством вообще. Тем более что среди художников есть достаточно большое число православных людей», — заключил галерист.
Позитивный опыт взаимодействия православной церкви и современных художников, пожалуй, ограничивается лишь упомянутой Гельманом выставкой «Двоесловие/Диалог», а вот фактов противодействия много больше. Например, по заявлению православного движения «Народный собор» было возбуждено уголовное дело в отношении кураторов выставки «Запретное искусство-2006» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (суд приговорил их к штрафу); картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» из серии «Путешествия Микки Мауса по истории искусства» (измененная гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда) была признана экстремистским материалом за «высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих»; чтобы избежать суда, был вынужден эмигрировать художник и режиссер Олег Мавромати, который в 2000 году провел акцию «Не верь глазам», в ходе которой изобразил распятие, — на него подали иск прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке.
Вместе с тем есть и другие примеры, правда, в основном в католицизме: выставки современного искусства во время Венецианской биеннале проходят в том числе и в храмах, а во время «Ночи открытых храмов», которая проводится в Вене с 2005 года, в церквях делают специальные проекты приглашенные художники.
По словам Гельмана, в центре при храме не будет ограничения на жанры — возможны любые формы искусства, в том числе и акционизм. «Ведь служба – это тоже акция, ведь она не имеет какого-то функционального значения, это символический жест», — сравнил Гельман.
«Мне кажется, что для православной церкви важно выстраивать отношения и диалог с современным искусством, начинать понимать современный язык», — заключил Гельман.