Белоснежка, типичная принцесса с хорошеньким кукольным личиком и идеальными манерами (Лили Коллинз), скромно живет в королевском замке, мечтает о любви, скучает по потерянному отцу и общается исключительно с залетающими к ней в светлицу птахами. Как правильно замечает эксцентричная мачеха Белоснежки и по совместительству главный деспот королевства (Джулия Робертс), «и все-таки что-то в тебе меня безмерно бесит». Недолго сказка сказывается, а Белоснежка под воздействием то ли возраста, то ли внутриличностного конфликта становится вожаком семи гномов, начинает воровать деньги у богатых и раздавать бедным, вытаскивает из экономического кризиса принадлежащее ей по праву королевство и периодически спасает возлюбленного принца.
Неуемный индиец Тарсем Сингх в качестве ревизионера готической европейской сказки выглядит неожиданно. За свою карьеру Сингх успел срежиссировать несколько вызывающе красивых фэнтези-фильмов («Клетка», «Запределье»), 3D-аттракцион «Война Богов: Бессмертные» и знаменитый клип «Losing my Religion» для группы R.E.M., в процессе создания которого вдохновлялся картинами Караваджо. Несмотря на то что Сингх всегда работал исключительно в Голливуде, он известен своей несколько болливудской неумеренной любовью к эпатажно-красочному видеоряду и многочисленным сюжетным отступлениям.
Однако в своем последнем фильме индиец не только пытается соблюсти все стилевые нормы, но и уверенно балансирует между двумя пропастями дурновкусия: фарсом и приторным приличием.
Осовременивать сказку – занятие прибыльное, но неблагодарное. Всегда найдутся недовольные, упрекающие режиссера либо в занудстве, либо в неуважительном отношении к первоисточнику. Сингх со своей новой «Белоснежкой», оставаясь на территории доброго и светлого жанра, просто выворачивает ее наизнанку.
Осовременить сказку по Тарсему Сингху означает не просто поместить знакомый сюжет в современную атмосферу, постоянно подмигивая зрителю, а попробовать сделать актуальным этот сюжет. Теперь типичная принцесса не только спортсменка, комсомолка и просто красавица, а еще мятежница, перспективный политик и вообще феминистка.
«Мы будем обсуждать платья или ваши налоги?» — издевательски интересуется она у мачехи.
В новой сказке нет сильных мужских персонажей, только лебезящие советники и привратники, гномы, недалекий принц, да отец, отсутствующий по странным обстоятельствам весь фильм. Центральное противостояние харизматичной мачехи и воинствующей падчерицы вообще наводит на мысль об умозрительном мужском феминизме в духе Стига Ларссона.
Чем больше принц старается быть героем, тем больше он становится похожим на Дон Кихота и без своей принцессы вряд ли бы справился.
В современной «Белоснежке» нет места символической смерти в хрустальном гробу, зато находится место размышлениям о политической пропаганде («Хлеб – это мясо, мало – это много. Простой народ любит метафоры…»).
Несмотря на полное перекраивание фабулы и характеров персонажей, упрекать Сингха в излишней вольности не получается. Если сказка не должна стареть ни душой ни телом, то вполне логично утверждать, что
современная девушка не будет лежать в хрустальном гробу до скончания дней в ожидании поцелуя принца.
Есть подозрительно гигантские красные яблоки, подаренные незнакомыми людьми, она тоже вряд ли будет.
За все человечество сказать сложно, но по крайней мере Сингху идея о добре с кулаками явно импонирует больше, нежели образ пассивной идеальной красоты. При этом режиссер крайне аккуратен и целомудрен в вопросах формы.
«Белоснежка: месть гномов» — безупречно красивая сказка с симпатичными героями, волшебством и тонким обаятельным юмором, ориентированная и на искушенных детей, и на наивных трогательных взрослых.
Когда Белоснежка ни много ни мало заявляет, что пришло время разрушать стереотипы, принц лишь кротко отмечает: «Нельзя ломать жанры: они отработаны на фокус-группах». Тарсем Сингх ломать их и не собирался: Белоснежки Белоснежками, а вот долгую счастливую жизнь и смерть в один день еще никто не отменял.