Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы получим гибридные медиа»

Интервью главного медиаэксперта New York Times Дэвида Карра

3 и 4 марта в Москве, на площадке Digital October, состоятся показы документального фильма «Первая полоса: внутри The New York Times». Главный медиаэксперт газеты рассказал «Парку культуры» о специфике работы старых СМИ в условиях новых медиа.

Представлять фильм «Первая полоса: внутри The New York Times», ставший хитом фестиваля «Сандэнс», в Москву приехал главный герой — главный медиаэксперт The New York Times Дэвид Карр. Корреспондент «Парка культуры» встретился со специалистом по выживанию СМИ и поговорил с ним о платной подписке на чтение статей в интернете, воровстве новостей, принципах работы Wikileaks, преимуществах репортерских расследований перед донесениями очевидцев из Twitter и о том, почему люди верят, что митинги против Путина сфабрикованы госдепом США.

Дэвид Карр: Мой русский ужасен, я не могу выговорить фамилию вашего президента. Мед-вьед-вед? Как вы это произносите?

Дмитрий Медведев.

— Нет, это для меня слишком сложно.

— Через несколько дней, вероятно, будет проще — «Путин» же проще выговорить?

— Путин, да, американцы говорят: «Пьютин». Но я говорю «Путин» — было время попрактиковаться в течение многих лет и еще многие годы предстоит. С этими лампами (телевизионная группа канала 24Doc включает свет. — «Газета.Ru») появляется ощущение, что я попал на допрос в России: «Нет. Нет. Я не затевал революцию — я только писал правду!»

— Для начала вас бы спросили: «Почему вы приехали сюда как раз за несколько дней до выборов? Готовить волнения?»

— Да (смеется), конечно, приехал поддержать.

— Может, и на митинг сходить время будет?

— Нет, я здесь в основном буду занят делами, связанными с фильмом. Еще схожу завтра в московское бюро The New York Times. Наш управляющий редактор планировал встретиться с Путиным, но его не пригласили, потому что они хотели только главных редакторов и второй номер показался им недостаточно хорош, — сказали «ньет».

— Вам не надоело еще отвечать на вопросы про «новые медиа» — вы же и на конференциях регулярно по этой теме выступаете?

— Да нет, вообще-то, я всегда рад поговорить на эту тему. Хотя на вопросы о фильме отвечаю уже в течение года и за это время услышал много глупого. Часто у людей в связи с этой картиной возникает недопонимание. The New York Times — это большая вещь, а фильм — замочная скважина, крошечная. Здесь показана работа всего лишь нескольких репортеров, и люди спрашивают: «А где остальная газета?» Но это попытка посмотреть на медиа в целом сквозь замочную скважину, а не создать полный образ The New York Times.

— «Первая полоса» начинается с нагоняющих страху новостных заголовков: банкротства крупных газет по всей стране, акции The New York Times падают... Но к концу буря проходит и выжившие торжествуют. Вы разделяете оптимистический настрой финала?

— Отчасти. Мы все еще бредем через чащу, и в этих лесах пока довольно темно и страшно. Не так страшно, как было, когда люди спрашивали, будет ли и дальше существовать The New York Times, но все же. Случилось несколько хороших вещей. Мы ввели платную подписку на интернет-версию издания — на нее подписались 340 тыс. человек. Мы заняли деньги у мексиканского миллиардера и смогли их ему вернуть. Так что наше финансовое состояние улучшилось. Но бизнес все еще не слишком хорош: выручка от печатной версии продолжает падать, а выручка от цифровой составляющей зафиксировалась на одном уровне — поводов для тревог пока хватает.

— Одна из тем фильма сформулирована так: есть качественные газеты, такие как The New York Times, но будущее представляемой ими репортажной журналистики, расследований оказывается под вопросом из-за появления новостных интернет-ресурсов нового типа. Например, агрегаторов — таких как Huffington Post, который собирает на своих страницах новости и материалы разных изданий; те удовлетворяют потребности читателей быстрее и дешевле... Нужна ли сейчас читателю аналитическая журналистика?

— Смотрите сами, люди проводят свое время в социальных медиа, таких как Facebook или Twitter. Что они там ищут? Они ищут информацию, что делают или собираются делать их друзья. Но также в социальных медиа значительная доля внимания уделяется тому, что делаем мы: каждые 4 секунды появляется твит о The New York Times и том, что у нас написано. Нельзя понять, что происходит в мире, просто просмотрев страницу друзей в «Фейсбуке». Кто-то должен совершать телефонные звонки, кто-то должен проверять правительственные отчеты; у нас бюро разбросаны по всему миру. Мой коллега, который прилетает сегодня в Москву, возглавляет бюро в Багдаде — а там не так много репортеров. Понятно, что «новые медиа» и «старые медиа» будут в будущем смешиваться. Huffington Post нанимает репортеров, новые сайты, такие как Buzzfeed, нанимают большое количество репортеров, у нас 70 блогов на сайте. Все двигаются навстречу друг другу, и в итоге мы получим гибридные медиа.

— В отсутствие собственной репортерской базы новостные сайты-агрегаторы зависят от производителей новостей и материалов, от той же The New York Times. Но сами же создают им проблемы, в каком-то смысле «воруя» их содержание, размещая его на своих страницах...

— Мне кажется, люди начинают понимать разницу между агрегированной новостью и оригинальной, но тут многое зависит от того, какое это поколение. Моим дочерям 28 лет и 23 года, и они особо не интересуются тем, откуда берутся новости, которые они читают. Huffington Post может повесить нашу новость на своей странице, и мало кто задумается о том, кто над ней работал. Так что битва будет продолжаться.

— Может, стоит кооперироваться как-то — агрегаторы же заинтересованы в том, чтобы те, у кого они заимствуют новости, выживали?

—Базовая бизнес-модель заключается в том, чтобы получать доступ к контенту по наиболее низкой цене, и воровство представляется подходящим способом снизить затраты. Пока это будет позволительно, такая бизнес-модель останется заманчивой. Что касается Huffington Post, то, как мне представляется, они меняют свою модель агрегирования: меньше берут материалы целиком, больше дают ссылки. Они упрекают нас в том, что мы пытаемся сохранять информацию под замком в интернете, но если зайти на huffingtonpost.com или на gawker.com, то обнаружишь себя в лабиринте, куда легко попасть, но откуда трудно выбраться. Почти каждая ссылка ведет в другое место на том же сайте. Похоже на «комнату смеха», только там совсем не до смеха, потому что это лабиринт зеркал.

— В условиях новых медиа обостряется также вопрос доверия к информации: чему и кому читатель верит сейчас, что мы можем называть фактами?

— Думаю, людям следует создавать для себя собственную версию истины. Сеть — это забавная вещь, потому что, чему бы ты ни верил, в ней найдутся люди, которые подтвердят твою версию. Они объяснят и даже «наглядно» продемонстрируют, что митинги против Путина инспирированы Америкой. Но то, что кто-то в интернете сказал нечто, еще не делает это правдой. Долгое время многие верили, что американское правительство было вовлечено в разрушение башен Всемирного торгового центра, что там была заложена взрывчатка — в комментариях к роликам люди говорили: «вот видите!». Но обычно с течением времени происходит самоочищение правды в интернете: большее количество фактов становится известно, большее количество информации подвергается проверке. Впрочем, алгоритмы Google не берут в расчет конспирологичность теорий, они подсчитывают лишь их популярность. А коллективный разум не всегда оказывается мудр.

— Если я вижу видеозапись уличного боя из горячей точки, снятого военными и украденного и выложенного Wikileaks, должен ли я верить тому, что вижу?

— Все документы, которые оказываются в распоряжении Wikileaks, проходят проверку. И если раньше эта организация просто выкладывала их в открытый доступ, то теперь они используют модель сотрудничества с крупными газетами, и это способ повысить уровень доверия к тому, что они публикуют. Несколько месяцев назад я видел Джулиана Ассанжа в Англии, и он жаловался на The New York Times. Но, как я ему сказал, он нужен нам, а мы нужны ему — это такой тип симбиоза, сотрудничества, даже если мы не нравимся друг другу.

— Чем Ассанжу не угодила ваша газета?

— Он обвиняет The New York Times в том, что она орган правительственной пропаганды. У него есть определенные поводы для недовольства — мы довольно жестко освещали его деятельность в своих материалах. И что-то даже могло показаться ему выражением личной агрессии. Плюс он верит, что правительства и большие медиа всегда работают рука об руку. Да, интересы властей и большого бизнеса не могут не влиять на работу медиа, но полагать, что мы работаем под каблуком правительства США, странно. Помню, как-то в New York Times приехала группа китайских журналистов, и они говорили о том, что наша газета является новостным агентством правительства, как о свершившемся факте. И что бы я ни отвечал, было невозможно их разубедить. На все аргументы они отвечали: «Это происходит на более высоком уровне, так что ты просто не знаешь и не понимаешь этого». При этом в понедельник я, например, писал о том, как администрация Обамы использует «Акт о шпионаже» против людей, разоблачающих случаи коррупции в правительстве. Я не спрашивал разрешения на публикацию. Когда я общался с людьми из администрации, мне не сказали, что я не могу писать об этом, и никто не заявлялся ко мне в офис, чтобы остановить работу над этим материалом.

— Возвращаясь к достоверности свидетельств с места событий: а если я вижу ролик, снятый кем-то на улице и выложенный на YouTube?

— Ну, тут можно вспомнить о событиях «Арабской весны» и том контенте, который поступал из региона в виде роликов, снятых гражданами на телефоны. Они обладают определенной ценностью, но со временем становятся неразличимы. Почти все они выглядят одинаково: автоматные очереди, бегут люди, картинка трясется, «хоп!» — и темнота — эээ, так что же там произошло? Из Сирии сейчас поступает противоречивая информация: можно видеть, что имеет место поддерживаемое государственной властью насилие против людей, но, что происходит, точно не известно. Проблема в том, что работать там репортером очень опасно. Мари Колвин погибла, Энтони Шадид из нашей газеты погиб. Очень трудно отправить туда журналиста и обеспечить ему возможность работать. Но они там нужны, потому что невозможно выяснить истинное положение дел, просто изучив «народную» ленту новостей.

Новости и материалы
Под Храмом Гроба Господня в Иерусалиме нашли руины римского святилища
Названы причины поражения «Локомотива» в дерби со «Спартаком»
41-летняя Анна Седокова вышла на публику в платье с глубоким декольте
Во Владивостоке двухлетняя девочка обварилась кипятком из самогонного аппарата
Семья автора песни «На заре» возмутилась Никитой Пресняковым за использование трека
В «Локомотиве» объяснили, почему не справились с забившим четыре гола игроком «Спартака»
Слова МИД Франции об Украине вызвали ярость в Париже
ВС РФ ликвидировали пункт управления дронами под Красным Лиманом
Владелец Bosco передал сыну долю в бизнесе
Итальянский журналист объяснил, почему власти его страны помогают Киеву
Германия не смогла ответить на более чем 300 запросов по «Северным потокам»
Аналитик назвал операцию России по пуску «Орешника» идеальной
Украинский беспилотник уничтожили над Брянской областью
Россиянин обварил знакомую кипятком из чайника
Тренер «Спартака» рассказал, как будет решать проблемы с составом
За утро средства ПВО сбили два беспилотника над двумя российскими регионами
В подполье сообщили о взрыве на автомобильном заводе в Кременчуге
В США рассказали, какой шаг Трампа сильно разочарует украинцев
Все новости