Согласитесь, выражение «музей дизайна» звучит весомо и привлекательно, но априорный его смысл не вполне очевиден. Варианты реализации подобного начинания бесчисленны, если иметь в виду, что дизайн – это буквально все, что произведено руками человека. Окиньте взором свою квартиру – и вы поймете, что перед вами готовый «музей дизайна»: промышленного, интерьерного, графического и т. п. Скорее всего, не выдающийся, но все-таки музей. Да и окружающую городскую среду можно считать эдаким хранилищем образцов дизайна под открытым небом… Понятно, тем не менее, что специализированным институциям всегда найдется, чем привлечь и удивить публику.
Музеи дизайна с различными концепциями существуют во многих городах мира – вспомним хотя бы про знаменитые заведения в Лондоне, Хельсинки, Берлине. Между прочим, наш Политехнический музей со своими богатейшими фондами тоже мог бы претендовать на подобную роль, однако у него несколько иная просветительская установка – с упором на историю науки и техники, что коррелирует с историей дизайна лишь отчасти. К тому же когда там завершится намеченная реконструкция — бог весть…
Короче говоря, по формальным признакам следует полагать, что музея дизайна в Москве нет. Вернее, не было до недавнего времени. Еще точнее, его по-прежнему нет, но скоро появится.
Путаница в формулировках возникает в силу того, что нынешняя презентация скорее «протокол о намерениях», нежели представление хотя бы промежуточных результатов. Собравшимся в Центре дизайна Artplay гостям были сообщены только некоторые параметры нового проекта. Известно, что инициативная группа из четырех человек разрабатывает идею на протяжении года. За это время удалось придумать сценарий, создать фирменный стиль музея, заручиться поддержкой ряда спонсоров и договориться с Artplay насчет базового помещения. Им станет бывшее бомбоубежище в подвале одного из строений на берегу Яузы. В начале презентации у журналистов теплилась надежда, что их туда отведут и что-нибудь покажут, но дело до экскурсии не дошло.
<1>
После изучения фотографий с промодиска стало понятно почему: на будущей музейной площадке, что называется, конь не валялся.
Вид облупленных стен, груд мусора и прочих прелестей запустения особого оптимизма не внушает, однако устроители уверяют, что уже осенью текущего года въедут в реконструированное помещение. Здесь расположатся выставочные залы и фондохранилище.
А пока что потенциальные музейщики обладают лишь планировочной схемой, которую они перед презентацией выклеили скотчем на полу.
Впрочем, по словам Надежды Бакурадзе, одного из инициаторов музея, обзаведение собственными квадратными метрами для них в любом случае не самоцель. Главным достоинством новой институции должна стать мобильность. Ради нее произведены договоренности со спонсорами насчет специального автобуса, исполняющего роль музея на колесах. Предполагается, что упомянутое транспортное средство будет передвигаться по Москве и нескольким городам-партнерам (в частности, были названы Петербург, Ярославль и Нижний Новгород) с программой выставок, лекций и мастер-классов. Между собой устроители именуют такую практику «дизайн-ликбезом».
Ударить автопробегом по визуальной безграмотности тоже предполагается во второй половине 2012 года.
Несмотря на победительную риторику, звучавшую в ходе презентации, относительно деталей проекта остается немало вопросов. Например, музей без собственной коллекции – разве не абсурд? Насколько удалось понять, сегодня богатством фондов новое заведение блеснуть не может. Правда обещано, что «копилка» будет стремительно пополняться за счет опять-таки спонсорских средств. Но, чтобы раздобыть уникальные экспонаты, требуются не только деньги, но и время, и коллекционерские связи, тем более что институция планирует действовать в международном масштабе.
Процесс неминуемо растянется на годы…
Кроме того, для хранения образцов графического или бытового дизайна на первых порах действительно может хватить нескольких комнатушек в бомбоубежище – а как быть с дизайном другого рода? Световым, ландшафтным, автомобильным или, страшно сказать, аэрокосмическим? Если все это будет представлено исключительно в виртуальном формате, велик ли прок от появления стационарного музея? На подобные вопросы организаторы пока ответить не готовы, но лиха беда начало. Глядишь, что-то толковое и впрямь получится со временем.