Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Люди похожи на себя именно тогда, когда им скучно»

Интервью с Дэвидом Финчером, режиссером фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Дэвид Финчер рассказал «Парку культуры» о своем новом фильме «Девушка с татуировкой дракона», о культурных различиях между шведами и американцами и о том, почему не взял Натали Портман на роль Лисбет Саландер.

Первая громкая премьера 2012 года — экранизация всемирного бестселлера шведского писателя Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» американцем Дэвидом Финчером. В этом холодном, медитативном и жутковатом триллере режиссер возвращается к темам, затронутым в его картинах «Семь» и «Зодиак», а также вслед за прошлогодней «Социальной сетью» исследует «поколение XXI века». Недаром заглавной героиней, бисексуальной хакершей-социопаткой Лисбет Саландер, он сделал ту же актрису, которая сыграла подружку Марка Цукерберга в «Социальной сети», — Руни Мара, которую теперь, очевидно, ждет большое будущее: в картине Финчера она затмила таких общепризнанных любимцев публики, как Дэниэл Крэйг и Стеллан Скарсгард. Накануне выхода ленты в российский прокат Дэвид Финчер поговорил с «Парком культуры».

— «Девушка с татуировкой дракона» — ваш третий фильм о маньяке-убийце. Неужели это случайное совпадение?

— Не то чтобы случайное… Но и с параллелями я бы не торопился. «Семь» — фильм не о серийном убийце, а о самом понятии «зло», о том, как ты становишься его частью. «Зодиак» — кино о знании и познании, о приближении к этому познанию. Да и мой новый фильм не о маньяке. Убийца, скрытый в семье магнатов Вангеров, интересовал меня куда меньше, чем мужчина средних лет и социально неадаптированная двадцатилетняя девица. Что они сделают друг для друга? Как и почему познакомятся? Для меня очевидно, что своим сумасшедшим успехом книга обязана этой истории любви… или не любви, а чего-то большего — партнерства. Все остальное, включая детектив, — лишь бэкграунд. Хотя, конечно, существенный.

Стиг Ларссон уверял, что его Микаэл Блюмквист — наследник Калле Блюмквиста из детских детективов Астрид Линдгрен, а Лисбет Саландер — правопреемница Пеппи Длинныйчулок. Вы как-то учитывали эти референции?

— Я, честно, вообще не слышал о Калле Блюмквисте и очень мало что знаю о Пеппи. Невозможно же учитывать все аспекты! В нашей версии Блюмквист не такой, как в книге. Он действительно совсем не супермен и не вполне сыщик. Он парень, который облажался. Ему стыдно перед всем миром. Именно таков он в сценарии Стивена Зэллиана, а мы старались придерживаться сценария — и, не скрою, я этим доволен! В книгу, правда, тоже изредка заглядывали, но не злоупотребляли этим.

— Себя вы узнали в ком-нибудь из персонажей? Для Ларссона Блюмквист явно альтер эго, а для вас?

— Ну, лично я никогда убийств не расследовал — все-таки это триллер, детектив, а не житейская история, так что примерить его на себя сложнее. Хотя тот Блюмквист, которого сыграл Дэниэл Крэйг, иногда очень похож на меня, а иногда на моего отца. Лисбет напоминает мне то мою дочь, то мою девушку. Да и меня самого временами: ее застенчивость, молчаливость, недоверие к окружающему миру, затишье перед тем, как она переходит к активным действиям…

— Сложно было выбирать актеров на две главные роли? Крэйг — всемирно известная звезда, Руни Мара — наоборот, почти дебютантка, а ведь на роль Саландер претендовали Натали Портман и Скарлетт Йоханссон.

— Дело в том, что кастинг — не конкурс красоты или популярности. Кастинг — вопрос не того, чьи лица ты хочешь видеть на экране. И не того, с кем ты хочешь поработать или просто познакомиться. Кастинг — это решение проблем. Как, кстати, и фильм как таковой. Проблем море, одни сложнее других, и мне необходимо найти тех людей, которые переложат хотя бы часть из них на свои плечи. Это и есть необходимые актеры. Я сразу сказал, что буду бескомпромиссен и не поддамся ни на чьи рекомендации при выборе актрисы: ее кандидатура — важнейший, принципиальный момент. А потом, когда я перепробовал человек тридцать, кто-то сказал: «Почему бы не Руни?» Мне идея показалась странной, парадоксальной: я видел ее только в роли подруги Марка Цукерберга из «Социальной сети», а это абсолютно противоположный персонаж — естественная, спокойная, нормальная девушка. Но потом я задался вопросом: нет ли у нее другой стороны, которую мы не изучали? Лисбет молчалива и косноязычна, у нее взрывной характер, хотя она невероятно умна — ей даже хватает ума не сопротивляться насильнику. Почему-то именно эта сцена в сценарии вновь навела меня на мысль о Руни… Результат вы видели. Руни — человек, при помощи которого я решал проблемы этой картины.

— Фильм снят на английском, но делали вы его в Швеции и старались изо всех сил держаться шведской фактуры. Почему?

— Это шведская книга — я не видел смысла в том, чтобы переносить действие куда-нибудь в Айдахо. В съемочной группе было десять американцев и восемьдесят шведов. Мы были в меньшинстве и не собирались навязывать свой стиль работы. С нами работали лучшие местные профессионалы, и почему бы не использовать это? Впервые я приехал в Стокгольм, уже прочитав книгу, но до того, как был готов сценарий. Я ничего не знал о городе и об этой стране, хотя с первого шага понял, что здесь не центр Лос-Анджелеса. А еще вряд ли кто-то даст мне тут закрыть целую улицу, чтобы заставить ее сорока трейлерами! Я сел на велосипед и объехал целый город, чтобы найти места для съемки и просто почувствовать это пространство. К тому же меня никто не узнавал в лицо, что, конечно, особенно приятно. Стокгольм прекрасен! Именно потому, что здесь редко снимают кино, горожане этого не любят. То же самое, кстати, можно сказать о Париже или Сан-Франциско. Что ж, пришлось многое менять — в себе, в самой манере съемки.

— А шведская ментальность? Что о ней скажете?

— Тут живут крутые ребята. Спокойные, уравновешенные. Здесь другие рестораны и бары, другая музыка. На улицах не услышите громкого шума или сирен. И этот город большой. В нем можно заблудиться, как в лабиринте, и это мне тоже нравится.

— О вас рассказывают, что вы каждый эпизод снимаете в лучшем случае с сорокового дубля…

— Вообще-то, это чистая правда.

— А что, прямо каждый? Или только если что-то не ладится?

— Меня бесит, что все об этом спрашивают. Я что, со зрителей больше денег беру за то, что снимаю фильм дольше времени? Понимаете, я не останавливаюсь до тех пор, пока не получу то, что мне необходимо. Я могу так хоть сто дублей сделать, если нужно. И это же не для того, чтобы актеров помучить! Попробую объяснить. Как правило, актеры входят в образ, готовят себя психологически и физически к своей роли, а затем начинают ее разыгрывать перед камерой. А мне-то этого не нужно. У меня и без того работают оператор, осветитель, художник-постановщик, и нечего актеру перетягивать внимание на себя. Поэтому он должен устать, дойти до нужной кондиции. Нет, его первая, непосредственная реакция очень важна — в каком-то смысле, и первый дубль всегда важен. Бывает и так, что после восемнадцати дублей я возвращаюсь к первому. Но редко. К тому же, надо сделать несколько десятков дублей, чтобы понять ценность первого.

— А бывает, что трех дублей хватает?

— Было такое. Как-то раз. А в «Девушке с татуировкой дракона» я снял кое-что с первого раза. Было необходимо показать, как автомобиль едет по только что выпавшему, девственно-белому снегу. Во второй раз уже не получилось бы: на снегу были бы следы шин. На самом деле я стараюсь организовать работу так, чтобы съемочный график, группа и актеры были встроены в мой замысел, чтобы конфликта не возникло. Все равно, конечно, работали мы долго: сто пятьдесят съемочных дней — не шутка. Но это потому, что в Швеции люди не привыкли трудиться дольше восьми-девяти часов в сутки, тогда как в Лос-Анджелесе мы работаем часов по двенадцать-тринадцать. Я сразу поставил студии ультиматум: снимать буду так долго, как мне понадобится. И продюсеры согласились.

— А актеры-то не возмущались?

— Что бы ни думали сами актеры, я знаю наверняка: они сыграют лучше, если будут знать, что домой не уйдут до тех пор, пока не достигнут нужного мне результата. А времени мне не жалко. За тридцать лет моей карьеры ко мне лишь пару раз приходило осознание того, что дубль № 2 был по-настоящему удачным, но в 98,9% случаев я использую при финальном монтаже один из последних дублей. Даже лучшие актеры в мире не способны выглядеть естественно в новой для себя обстановке. Я говорю им: «Здесь ты живешь, вот твой любимый диван, сюда ты кидаешь сумку, сюда — ключи, а здесь телефон с автоответчиком», — и самые виртуозные гении играют лучше на двадцатом дубле, чем на первом или втором. Потому что им скучно, им надоело! А люди похожи на себя именно тогда, когда им скучно.

Новости и материалы
ФАС будет предлагать регионам РФ заключать соглашения о стабилизации цен
Экс-футболист «Спартака» считает «Краснодар» фаворитом в матче РПЛ
Член конгресса США родом из Украины призвала мобилизовать всю страну
В УрФО опровергли данные об увольнении SMM-сотрудников из-за ошибки в посте
«Транснефть» предупредила о риске дефицита ликвидности
Ученые рассказали, что повышает риск попасться брачным аферистам
Американский хоккеист заявил, что ему нравится в России
Бен Аффлек воссоединился с бывшей женой ради бездомных
Найдено крупнейшее в мире месторождение золота стоимостью более 80 млрд долларов
Ученые открыли еще одну возможную причину возникновения жизни на Земле
Ученые разгадали загадку необычного космического излучения
Катание на тюбинге закончилось для российского школьника реанимацией
Открыт способ рыбалки предшественников древних майя
Ученые нашли эффективный способ получать воду из воздуха
Найдена сверхгорячая экзопланета
Украина поддержала протесты оппозиции в Грузии
Названа цена работ художницы, написавшей картину для Путина
Эксперты развеяли мифы об умных домофонах
Все новости