Агент британской разведки Джим Придо (Марк Стронг) получил пулю в спину во время операции в Венгрии: кто-то сдал все явки и пароли. После эпического провала в сверхсекретном офисе, который его обитатели именуют «цирком», полетели головы: возглавляющий контору «хозяин» (Джон Херт) сослан на пенсию умирать. В отставку отправлен и его правая рука Джордж Смайли (Гэри Олдмэн). Дорвавшийся до руля карьерист Перси Аллелайн (Тоби Джоунс) одержим дружбой с американскими коллегами и козыряет тщательно законспирированным источником в Москве. В его подчинении из старой гвардии остаются элегантный Билл Хейдон (Колин Ферт), скользкий Тоби Эстерхази (Дэвид Дэнсик) и суровый Рой Блэнд (Киаран Хайндс).
Смайли возвращается в игру, когда на связь с молодым и не включенным в узкий круг первых лиц «цирка» специалистом Питером Гиллемом (Бенедикт Камбербэтч) выходит пропавший в Стамбуле ликвидатор Рикки Тарр (Том Харди).
По информации последнего, в команде «хозяина» орудовал (и продолжает орудовать) «крот».
«Шпион, выйди вон!» (оригинальное название обыгрывает классическую английскую считалочку: «Tinker, Tailor, Soldier, Spy», то есть буквально «Лудильщик, портной, солдат, шпион») — экранизация первого в «Трилогии Карлы» романа Джона ле Карре (Карла — кодовое имя советского оппонента героя книги). Сам бывший сотрудник МИ-6, ле Карре создал образ коллеги, не похожего на самого узнаваемого английского шпиона Джеймса Бонда.
Интеллектуал и аналитик Джордж Смайли напоминает скорее стареющего Шерлока Холмса — скептически настроенного, осторожного и, вдобавок к общей усталости, подбитого сломанной личной жизнью.
Таким его сыграл Алек Гиннес в семи сериях, которые показал в конце 1970-х канал BBC.
Гэри Олдмэн, назначенный шведским режиссером Томасом Альфредсоном на роль Смайли, от канонического образа не отклоняется, только, кажется, молчаливые паузы выдерживает еще более долгие и пронзительные. Остальные мужчины под стать: для ностальгии по старой Англии с ее твидовыми пиджаками, кожаными чемоданами и картонными папками с документами в несгораемых шкафах лучший ансамбль вообразить трудно. Особенно хорош Камбербэтч (памятный главной ролью в недавнем сериале «Шерлок») — можно подумать, что он просто поджидал остальных во временной петле.
Сам Альфредсон тоже представляется не случайным выбором: сделавшая ему (и оператору Хойту ван Хойтема) имя вампирская элегия «Впусти меня» была не в последнюю очередь примечательна тем, как запускала зрителя в начало 1980-х. Словно авторы использовали специальный фильтр, который преображает видимую реальность в пространство воспоминаний.
С памятью заигрывает и «Шпион»: детали взаимоотношений героев и шпионских интриг всплывают флешбэками, самый принципиальный из которых Олдмэн проговаривает прямиком в камеру.
Шпионский детектив оборачивается драмой о дружбе, любви и не самом однозначном предательстве.
Отгадать, кто здесь «крот», дедукция не то чтобы совсем не помогает, но результат выходит такой, что и герою одними умозаключениями обойтись не удастся. Зритель же может припомнить громкое дело так называемой «Кембриджской пятерки» и поискать подсказку в мотивах его фигурантов — высокопоставленных сотрудников британских спецслужб из числа завербованных Советами выпускников престижного университета.