Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сибирь в обмен на ничего

Выходит документальный фильм Артема Лоскутова «Нефть в обмен на ничего»

Новосибирский художник Артем Лоскутов, создатель «Монстрации» и лауреат премии «Инновация», снял документальный фильм «Нефть в обмен на ничего». В день премьеры «Газета.Ru» побеседовала с автором картины о лозунге «Хватит кормить Москву», разбитых сибирских дорогах и кино как форме социального протеста.

В 2004 году он впервые вывел на первомайскую демонстрацию в Новосибирске 80 человек под абсурдными лозунгами «Ы-ы-ыть!» и «Крокодил, крокодю и буду крокодить!», назвав шествие «Монстрацией». В 2006 году устроил в родном городе пикет, посвященный третьей годовщине ареста Михаила Ходорковского. В 2009-м провел месяц в СИЗО по обвинению в хранении марихуаны, которую, как говорил он сам, подбросили оперативники центра Э, преследующие его за проведение художественных и гражданских акций. В 2010 году Артема Лоскутова осудили, приговорив к штрафу, а на следующий год жюри национальной премии «Инновация» присудило ему Гран-при в номинации «Лучший региональный проект» – за все ту же «Монстрацию», так нелюбимую правоохранительными органами Новосибирска и подхваченную энтузиастами во многих российских городах, в том числе Москве и Петербурге.

Сейчас актуальный сибирский художник опять под следствием – по обвинению в оскорблении сотрудников полиции. В перерывах между редкими судебными заседаниями по уголовному делу Лоскутов снял свой первый документальный фильм – 45-минутную картину «Нефть в обмен на ничего» о бездорожье в Сибири и сложных отношениях богатого ресурсами региона с федеральным центром. В день премьеры Лоскутов ответил на вопросы «Газеты.Ru».

— Как и почему у тебя возникла идея снять документальное кино и кто такой Дмитрий Марголин, с которым вы это сделали?

— Дмитрий Марголин – это известный новосибирский блогер, который живет в самом центре города, и буквально под окнами его дома проходит куча акций. Поэтому он всегда успевает их сфотографировать и что-нибудь про них написать, делает такие репортажи. И еще вечно критикует разные муниципальные инициативы. Весной я узнал, что он решил сделать что-то типа общественного движения, озабоченного тем, что у нас дороги плохие, и по этому поводу провел какой-то пикет, не очень массовый. Я ему сказал: снимите лучше кино, пикеты – это в целом бесполезно, надо какой-то более интересный формат. Сейчас же все просто: купи фотоаппарат да снимай кино. В общем, путем каких-то переговоров оказалось, что это кино я и снимаю вместе с ним. Это было весной, а уже в мае мы поехали на первый выезд — в сторону Алтая.

— Просто взяли камеру и поехали? Или тебе пришлось на это свою «Инновацию» потратить?

— Еще подключились два человека, знакомые Марголина, всего нас было четверо. Один из них Саша Бакаев, организатор акций дольщиков и сам дольщик. Он продюсирует концерты, привозил группы «Барто», «Рабфак» — такой деятельностью занимается. Он себя назвал продюсером фильма и сказал: «Чуваки, я буду искать деньги». Но, по-моему, он просто свои вкладывает. На бензин, чтобы съездить на Алтай, где-то договориться, чтобы нас пустили переночевать на какую-нибудь базу. Сейчас он же занимается и организацией показов.
Четвертый человек, знакомый Бакаева, возил нас на своей машине. У нас были съемки в Томске, Кемерово, на Алтае, в Красноярске.

— Долго снимали?

— Мы начали в мае, а закончил рендерить кино я буквально вчера – выходит, всего где-то полгода не то чтобы прям напряженной, скорее размеренной съемки и монтажа.

— Кто герои фильма?

— Есть депутаты, причем из всех партий парламентских. Единоросс, который транспортом занимается — руководит ПАТП (пассажирское автотранспортное предприятие – «Газета.Ru»), и при этом он депутат областного совета. Есть депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть, есть элдэпээровец из областного заксобрания и справедливоросс. Есть эксперты, доктора наук по экономике, по философии, профессор Владимир Супрун, который занимается маркетингом территорий. Мы с ним говорили о Сибири вообще, о том, как этот регион должен развиваться. Есть архитектор Александр Ложкин, которого Пермь к себе переманила, пока мы снимали, – он уехал разрабатывать генплан Перми.

— Насколько эта идея — о том, что Сибирь отдает все Москве и не получает ничего взамен, — маргинальная? Или же, наоборот, она популярна настолько, что ее даже единороссы поддерживают?

— Нет, единороссы, конечно, не говорят о проблемах федеративности. Но у нас вышло так, что нет почти людей из народа — все на экспертах построено. Например, Ложкин говорит о том, почему неправильно то, что сейчас есть, называет все эти причины, по которым нет дорог и города разрознены, – откаты и так далее. И почему мы вынуждены просить у федерального центра деньги на дорогие проекты: потому что чем больше потратим, тем больше дадут. А если бы делали на свои, без обмена этого налогового, когда сначала деньги уходят в центр, потом распределяются обратно в непонятной пропорции, строили бы на свои и строили бы грамотнее.

В фильме есть и обычные люди: есть водитель, студент, сельский какой-то житель. Но их очень мало, совсем единицы. В этом, наверное, какая-то маргинальность кинематографическая как раз, потому что это первый опыт в таких формах что-то делать.

— Правда, что на «русских маршах» в Новосибирске кричат «Хватит кормить Москву»?

— Да, такие лозунги есть, но это не значит, что идут тысячи бонхедов (бритоголовых – «Газета.Ru») и это скандируют. У нас в этом году «Русский марш» был, скажем так, эклектичный: туда пошли почти все, даже представители партий — «Патриоты России», «Справедливая Россия»; от «Правого дела» человек, который идет первым номером по списку, тоже там был и даже речь толкал.

Такие лозунги там звучали, и в фильме отчасти эти идеи тоже звучат. И, с одной стороны, звучат как возмущение: что же это такое, мы столько платим налогов? С другой стороны, там есть анализ того, что будет, если такая модель воплотится здесь, кому от этого будет хуже – Москве или Сибири.

— А у тебя самого какая позиция по этому вопросу?

— Если сослаться на какие-то интервью, позиции, которые мне в этом фильме симпатичны, там есть профессор Супрун, который дает такую оценку: времени осталось на принятие решения несколько лет, и нужно выбирать стратегию. Или Сибирь остается источником ресурсов, где люди живут как на вахте, а параллельно расширяется Москва, и вся Россия стянется туда. Или как-то иначе. То есть сейчас такой переломный момент, многие это чувствуют. Мне кажется, эта проблема — будущего Сибири — сейчас достаточно остро воспринимается, общество реагирует на эти темы сибирские очень чувствительно.

— Судя по описанной тобой проблематике и тому, что в фильме будет, это скорее журналистская работа, такой большой репортаж. Что это для тебя — художественное высказывание или все-таки общественно-политическое, гражданское?

— Конечно, скорее общественно-политическое: это документальный фильм, и художественного в нем, прямо скажем, немного. По форме и вообще по качеству это скорее попытка поговорить на эту тему, чем попытка сделать какое-то достойное кино.

— Но все-таки ты на что-то ориентировался в документалистике, когда его снимал? На чем учился? Или исключительно на собственных ошибках?

— Конечно, много всего смотрел, просто даже чтобы в таких вещах простых разобраться, как, например, титры – один раз подписывать человека или несколько. Пошел, кстати, посмотрел кино про Эстемирову (российская правозащитница Наталья Эстемирова, убитая в Ингушетии в 2009 году. – «Газета.Ru»), его тут у нас как раз показывали недавно.

— Насколько твоя известность в Новосибирске и твои особые отношения с правоохранительными органами повлияли на съемочный процесс?

— Особенно это не мешало. Была одна забавная ситуация, когда мы в Кемерово собирались ехать, и всякие так называемые информаторы из полиции стали сообщать, что кемеровский центр Э (подразделение полиции по борьбе с экстремизмом. – «Газета.Ru») очень переживает, что мы туда едем. Тогда мы решили поехать на дачу, а в твиттер я писал, что мы в Кемерово, что собираемся через 15 минут там-то. Решили провести учебную тревогу. Но не было никакой реакции. Потом мы в Кемерово два раза были – и никаких проблем.

— Пресс-показ фильма пройдет сегодня в Новосибирске. Есть ли уже какие-то дальнейшие прокатные планы и, в частности, покажут ли его в Москве?

— Да не знаю пока. Есть расчет еще в нескольких городах Новосибирской области его показать, но пока еще ничего почти не организовано. В пятницу везем кино в Обь, это один из трех городов в области, в которых мэры победили не из «Единой России». По-моему, как-то это связано, но я не уверен. По крайней мере есть какая-то инициатива местная. Не исключено, что и с Москвой это может быть, если удастся организовать какую-то площадку. Но пока договоренностей нет.

— То, что фильм выходит прямо перед выборами, специально задумывалось?

— Конечно. Ведь сейчас и СМИ, и власти активнее реагируют на запросы от общества. У нас был в этом смысле успешный опыт, когда проводились акции автомобилистов, и они повсюду ездили с наклейками «Налог есть – дорог нет». Тогда «Единой России» пришлось включить в свои предвыборные обещания ремонт дорог. Сейчас же тоже власть хочет как-то перед выборами откупиться от народа – ну вот, пожалуйста, делайте дороги хотя бы. Это лучше, чем чемпионат мира или Олимпиаду проводить, например.

Новости и материалы
Белоусов заявил, что число участников военной ипотеки увеличится в ближайшие три года
В Подмосковье женщина с компанией избила девушку и ребенка из-за взгляда
Белоусов потребовал повысить уровень тактической медицины
Украина потеряла около миллиона военнослужащих за время СВО
Сырский отстранил командира одной из бригад после публикаций СМИ
Асад рассказал, как он узнал о падении Дамаска
Медик предупредила о повышенном риске заражения педикулезом зимой
В Госдуме заявили, что успех россиян на ЧМ по плаванию не дает покоя Украине
В Британии заявили о разрушительном ударе для ВСУ
«КамАЗы» начали продавать через маркетплейс Ozon
В Минцифры и ФСБ готовят новый законопроект для борьбы с мошенничеством
Девушка получила $10 тыс. за победу в конкурсе двойников Дрейка
Мигрант получил ожоги 90% тела во время пожара в заброшенном доме в Ленобласти
Названы даты показа мистерии Романа Игнатьева «Давид» в 2025 году
Ученые рассказали, как правильно выбрать новогоднюю гирлянду
Бывший военный поделился армейским способом заснуть «за две минуты»
Мостовой заявил, что иностранный клуб может поставить ему памятник
Лариса Долина может потерять 95 млн рублей из-за санкций ЕС
Все новости