Премьер-министр РФ Владимир Путин продолжил традицию встреч с творческой интеллигенцией: второй раз за прошедший год (до того Путин встречался с театральными деятелями в апреле в Пензе) он встретился с художественными руководителями театров Москвы — Олегом Табаковым, Марком Захаровым, Евгением Писаревым, Галиной Волчек — и Петербурга — Львом Додиным и Валерием Фокиным.
Для начала, как водится, речь зашла о деньгах: премьер-министр жаловался на подобный подход на недавнем совете по кинематографии, но на этот раз уходить от проблемы не стал. Он пообещал, что ветеранам сцены теперь будет выплачиваться единовременный бонус, на помощь смогут рассчитывать и народные артисты, а также оповестил, что на эти цели будет выделено 160 млн рублей.
Финансовых вопросов собравшиеся касались еще дважды.
Для начала было озвучено, что в бюджете предусмотрены гранты для отдельных театров и театральных вузов в размере 1,6 млрд рублей, а затем директор Александринского театра Валерий Фокин предложил создать специальный фонд, куда под государственные гарантии можно было бы привлекать деньги для реконструкции театров.
«Сколько у нас в бюджете на реконструкцию заложено?» — тут же поинтересовался премьер и услышал от министра культуры Александра Авдеева, также присутствовавшего на встрече, что 8,5 млрд рублей. «Было 27 млрд, но там был Большой», — напомнил Авдеев. По его словам, в этом году средства пойдут на третью очередь Большого театра, а также на Александринский театр, БДТ имени Товстоногова и вторую сцену Мариинского театра.
Перспективы предложенного фонда министр оценил невысоко. «Нам ничто не мешает это сделать, но я сомневаюсь, что частные деньги там появятся», — заявил Авдеев.
Не меньшим прагматизмом отличались и другие темы беседы: премьер сам начал разговор о переходе на контрактную систему во взаимоотношениях театров и занятых в их спектаклях артистов, предложив худрукам высказывать свои соображения.
«Мне кажется, нужно вводить нечто, что в свое время называлось аттестацией», — тут же поддержал Фокин затронутую Путиным тему. Он отметил, что сейчас театр де-факто в принципе не может проводить подобную процедуру: даже если потом актер переаттестацию не проходит, в случае его увольнения суды встают на его сторону.
Авдеев разъяснил ситуацию с контрактами. «Все, кто взят после 2007 года, работают по контракту, а те, кто до, — они не могут быть переведены на контракт. Они выиграют суды, даже если не прошли аттестацию. Надо вносить поправки в законодательство», — заявил Авдеев и пояснил, что поправки готовятся и, скорее всего, будут представлены в первом квартале следующего года. Министр пояснил, что поправки надо согласовать с профсоюзами, что в предвыборный период затруднительно.
«Сейчас идет предвыборная кампания — уговорить их сейчас на это очень сложно», — пояснил Авдеев.
Худрук Малого драматического театра Лев Додин отметил, что переход на контрактную договорную систему «не предполагает репертуарного театра». «В нем ведь нужно указать, какую роль будет выполнять, какое количество репетиций. А театр репертуарный — это совсем другая система. Для него нужен новый вид срочного договора», — заявил он.
Не меньший интерес вызвала и тема разделения управляющих должностей в театрах: всем был памятен летний скандал с уходом из Театра на Таганке Юрия Любимова, а также погашенное московским департаментом культуры в зародыше противостояние в Театре имени Маяковского между директором Евгенией Куриленко и новым худруком Миндаугасом Карбаускисом. И конфликт худрука и директора «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева с прежними культурными властями Москвы, результатом которого стало увольнение мэтра и его отъезд за границу.
Инициатором обсуждения вновь выступил Фокин, который предложил внести поправку, в которой «было бы записано, что возможно коллегиальное управление», чтобы на плечи творческого руководителя не падала хозяйственная работа.
Его поддержала и Галина Волчек.
«Мне еще столько лет тому назад предлагали: возьмите на себя это. Я сказала: я ничего не понимаю, и за это я браться не буду, но шли годы... я стала втягиваться в какую-то часть этих проблем», — рассказала она.
Путин отметил, что проблема директоров, которые занимаются только коммерческой деятельностью, заключена в риске, что они начнут командовать и деятельностью творческой.
«Они командуют творческой деятельностью, когда деньги у них», — объяснил премьер. И продолжил: «Нужно проработать, каким образом так распределить ответственность, чтобы у художественного руководителя не были связаны руки, чтобы он определял творческую политику».
«В сегодняшней ситуации директор должен быть крепким менеджером, а не тем, кто разбирается в системе Станиславского», — согласилась Волчек.
Против такого подхода высказался только Лев Додин.
«Сегодня везде в Европе берут верх менеджеры, но это не улучшает систему. Менеджерский подход губителен для театра, потому что так или иначе все в нем переходит на коммерческие рельсы», — объявил он.
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков поставил перед премьером вопрос о самом насущном: «Гастроли необходимы. Не в том смысле, чтобы самарский театр ехал в Хабаровск. А чтобы на территории, например, Приволжского федерального округа театры могли обмениваться спектаклями. В этом есть признак жизни, театр так устроен. Это необходимо на самом деле: людям надо дать веру в то, что они необходимы», — убеждал он.
Путин в ответ поинтересовался, как раньше был организован процесс таких гастролей. Табаков объяснил, что «находился, например, в Екатеринбурге поклонник, который мог выделить на это деньги».
«То есть это не финансировалось из федерального бюджета, а устраивалась на уровне региона», — выдохнул премьер несколько преждевременно, поскольку Табаков следом продолжил строить словесную конструкцию.
«Тот, кто затевает это, должен обратиться в министерство или куда-то еще», — начал было он.
«Зачем?» — тут же среагировал Путин.
«За субвенцией», — невозмутимо заявил Табаков.
«То есть гастроли в регионе должны финансироваться из федерального бюджета?» — пытался указать на ошибку в логике Путин.
«Угасает жизнь театральная», — не унимался Табаков. Руководитель правительства на это директору МХТ ничего не ответил.