В Москву привезут прерафаэлитов — соглашение о проведении в 2013 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» подписали в понедельник в Москве директор музея Ирина Антонова, директор художественной галереи «Тейт Бритен» (Лондон) Пенелопа Кертис, директор Британского совета в России, советник по культуре посольства Великобритании Пол де Куинси и российский бизнесмен, глава благотворительной организации «Искусство и спорт» Алишер Усманов. В столицу России выставка приедет из Вашингтонской национальной галереи, а перед этим будет показана в самой лондонской Тейт.
В экспозицию вошло 150 работ, среди которых «Благовещение» Данте Росетти, «Офелия» Джона Эверетта Милле, «Клаудио и Изабелла» Уиллема Ханта, полотна Уильяма Морриса и Эдварда Берн-Джонса. Кроме того, будут представлены скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Известно, что в экспозиции помимо работ из собственного собрания Тейт будут произведения из многих других музеев Британии. «Это очень крупная выставка, в подготовке к которой задействованы два куратора из США и один из Англии, — цитирует РИА Новости Пенелопу Кертис, — она представляет прерафаэлитов не только как деятелей искусства, но и как мыслителей, думающих о социальном действии искусства, о роли женщины в обществе, о взаимодействии человека и церкви».
В свою очередь, Ирина Антонова отметила, что искусство прерафаэлитов «овеяно романтическим духом, который всегда хорошо принимался в России». «Идеи, которые выдвинули прерафаэлиты, в частности, интерес к ушедшим эпохам, декоративно-прикладному искусству, ремеслам, оказали влияние на развитие нашего искусства в ту эпоху, которую мы называем серебряным веком», — отметила Антонова, добавив, что
такие проекты немыслимы без спонсорского участия из-за высокой страховой оценки произведений искусства и сложности транспортировки.
«Прерафаэлиты, чье творчество привезет в Москву прославленная галерея Тейт, превыше всего ставили красоту и своим искусством несли ее в жизнь. Я рад участвовать в проекте, цель которого схожа: нести людям красоту», — сказал на брифинге меценат Алишер Усманов.
По словам экспертов, опрошенных «Парком культуры», объем вложений в случае с подобными выставками начинается с миллиона фунтов стерлингов: основной статьёй расходов наряду со страховкой и транспортировкой произведений искусства становится организация экспозиции на месте. Точная сумма всегда варьируется в зависимости от возникающих обстоятельств.
Идея привезти в Москву выставку прерафаэлитов возникла еще в 2008 году, когда ГМИИ и Алишер Усманов представили первый результат своего сотрудничества — выставку Уильяма Тернера, которую посетили более 200 тысяч человек.
Как стало известно «Парку культуры», именно готовность Усманова финансово поддержать проект позволила ГМИИ начать переговоры с галереей Тейт и в итоге довести их до успешного финала.
Выставка не зря имеет подзаголовок «Викторианский авангард» — «Братство прерафаэлитов» появилось в конце 1840-х годов как противовес официальной позиции Королевской академии художеств: молодым живописцам не нравилась ни предлагаемая ею система образования, ни подход к изображению. Прерафаэлиты считали, что писать картины необходимо только с натуры, использовали новые, специально разработанные техники, «возрождали» искренность и простоту итальянского искусства эпохи Кватроченто, каким оно было до появления Рафаэля — именно он, по их мнению, был основателем академического подхода в искусстве. Современное им английское искусство художники критиковали за формализованность и салонность. Они обращались к литературным и историческим сюжетам, к сценам из современной жизни, писали стихи и оформляли книги, разрабатывали декор интерьеров и мебельный дизайн, смешивая традиции средневекового ручного труда с техническими возможностями и потребностями общества второй половины XIX столетия. Их творчество предвосхитило появление французских импрессионистов, а также во многом способствовало зарождению искусства ар-нуво и стало предтечей британского модерна.
Интересно, что при этом прерафаэлиты оставались практически неизвестными на протяжении целого века — континентальная Европа открыла их для себя в 1950-х годах, а Россия и вовсе во время перестройки.
Большая часть работ этих художников сосредоточена в собраниях британских музеев, а выставки за пределами Англии проходят редко. В России их творчество можно увидеть в Эрмитаже, в Музее изобразительных искусств, где хранится по одному гобелену; также в Павловске находятся две картины Лоуренса Альма-Тодемы. В мае 2008 года прерафаэлитов привез в Третьяковскую галерею аукцион Christie's, но выставка продлилась всего пять дней.
«Уверен, что эта выставка станет одним из ярких событий культурной жизни России в 2013 году. Ведь огромное влияние художников-прерафаэлитов на искусство всего мира ощущалось и в России.
Без их символизма вряд ли бы состоялся наш серебряный век. Васнецова, Врубеля и некоторых других видных представителей русского модерна часто так и называют – «русские прерафаэлиты», — сказал Алишер Усманов.
Данная экспозиция станет уже третьим совместным проектом ГМИИ им. А. С. Пушкина и галереи «Тейт Бритен»: первым была выставка Уильяма Тернера, а в один день с подписанием соглашения по прерафаэлитам в залах на Волхонке начала работу выставка «Уильям Блейк и британские визионеры», посвященная творчеству знаменитого английского художника и поэта.
«Выставка прерафаэлитов продолжает многовековую традицию тесных культурных связей между Россией и Великобританией. Культура обладает уникальной возможностью объединять людей. Наш проект – тому прекрасный пример», — заключил Усманов.